г. Чита |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А78-5007/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) Карнауховой Е.С. (доверенность от 18.02.2014), Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" Мыльниковой К.Н. (доверенность от 25.07.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2014 года по делу N А78-5007/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (суд первой инстанции - Минашкин Д.Е.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044, место нахождения: 672051, г.Чита, ул.Чкалова,160, далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898, место нахождения: 672039, г.Чита, ул.Кирова,9, далее - страхователь) о взыскании задолженности за 9 месяцев 2013 года в размере 37099,82 руб., в том числе: 11699,69 руб. - недоимка на страховую часть трудовой пенсии, 9953,99 руб. - пени по ней, 2033,18 руб. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии, 3709,37 руб. - пени по ней, 3183,53 руб. - недоимка в ФФОМС, 6320,06 руб. - пени по ней, 200 руб. - штраф; и о взыскании судебных расходов в размере 49,71 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2014 года по делу N А78-5007/2014 заявленные требования удовлетворены частично. С Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) взыскана задолженность за 9 месяцев 2013 года в размере 17558,34 руб., в том числе: 11699,69 руб. - недоимка на страховую часть трудовой пенсии, 305,65 руб. - пени по ней, 2033,18 руб. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии, 53,12 руб. - пени по ней, 3183,53 руб. - недоимка в ФФОМС, 83,17 руб. - пени по ней, 200 руб. - штраф по ч.2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, с зачислением в соответствующий бюджет; и судебные расходы в размере 49,71 руб.
В остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени в сумме 19541,48 рублей. Просит взыскать с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" за КГУ "Ингодинский лес" в бюджет Пенсионного фонда РФ пени, начисленные за неуплату страховых взносов в установленные законом сроки в сумме 19541,48 рублей, из них:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9648,34 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3656,25 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд в сумме 6236,89 рублей
Отзыв на апелляционную жалобу страхователем не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.08.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка РСВ-1 за 9 месяцев 2013 года от 24.10.2013.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки N 08503130004913 от 18.11.2013 и принято решение N 085 031 13 РК 0005854 от 25.12.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в которым учреждению было предложено уплатить сумму недоимки в общем размере 16916,40 руб., пени в общем размере 441,94 руб. и штрафа по ч.2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 200 руб. ( л.д. 17-20, 26).
Акт, уведомление о вызове и решение были направлены учреждению, что подтверждается почтовыми реестрами.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08503140004164 от 28.01.2014 доведенным до учреждения, что подтверждено реестром на отправку почтовой корреспонденции, и никак не опровергнуто страхователем, ему предложено уплатить задолженность до 18.02.2014 (л.д. 28).
Согласно представленным заявителем пояснений (вх. N А78-Д-4/21223 от 18.06.2014) учреждение в нарушение ч.2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в бумажном варианте, что противоречит п. 10 ст. 15 названного закона.
Недоимка по страховым взносам за 9 месяцев 2013 года на страховую часть трудовой пенсии в размере 11699,69 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2033,18 руб., в ФФОМС в размере 3183,53 руб., и сумма штрафа в размере 200 руб. до настоящего времени не уплачены, в связи с чем Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок проведения проверок, привлечения страхователей к ответственности за нарушения требований законодательства об обязательном пенсионном страховании установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании части 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В части 2 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно п. 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, которые являются приложением N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н от 07.12.2009, описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗтребованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Частью 1 и 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
При проверке обоснованности начисления пени по страховым взносам за 9 месяцев 2013 года, начисленных на недоимку на страховую часть пенсии в размере 9648,34 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3656,25 руб. и в ФФОМС в размере 6236,89 руб., указанных в расчете, как пени, начисленные на задолженности предыдущих периодов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что территориальный орган Пенсионного фонда РФ не доказал наличие оснований для взыскания указанных сумм пени, что влечет отказ в удовлетворении требований территориального органа Пенсионного фонда РФ в соответствующей части.
Апелляционный суд считает такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным исходя из того, что отсутствие в расчетах подробной информации о том, на каком основании и каким образом сложились суммы пени в указанных размерах, а также неподтверждение фактической обязанности плательщика страховых взносов по уплате пени в указанных размерах, влечет за собой нарушение предоставленного плательщику страховых взносов статьей 28 Федерального закона N 212-ФЗ права представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов и защищать свои интересы, а также невозможность суда проверить правомерность взыскания начисленных пеней.
Согласно представленным в материалы дела расчетам пени, начисленных на недоимку за 9 месяцев 2013 года на страховую и накопительную части трудовой пенсии и в ФФОМС за периоды с 01.07.2012 по 30.09.2013, пени в общем размере 19541,48 руб. (9648,34 + 3656,25 + 6236,89) начислены на задолженность предыдущих периодов, которая документально не подтверждена.
Частью 2 статьи 9 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции определением от 22.05.2014 предлагал заявителю обосновать сумму пени, предъявляемую к взысканию.
В представленных пояснениях (вх. N А78-Д-4/21223 от 18.06.2014) заявитель указывает на наличие у страхователя недоимки предыдущих периодов, на которую были начислены пени, но документального подтверждения наличия данной недоимки, периодов её возникновения материалы дела не содержат.
Доводы апеллянта о документальном подтверждении спорных сумм пени подлежат отклонению, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, представленные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за предыдущие периоды, копии решений арбитражного суда, скриншоты платежных документов из программного комплекса ПТК "АСВ" сами по себе не свидетельствуют о наличии неисполненных обязательств страхователя.
Более того, согласно акту, решению и требованию периодом камеральной проверки является 9 месяцев 2013 года, расчет пени произведен в период 01.07.2013-30.09.2013, в связи с чем установить то обстоятельство, что предъявленные пени в общем размере 19541,48 руб. соотносятся с недоимкой за 9 месяцев 2013 года не представляется возможным.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2014 года по делу N А78-5007/2014 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5007/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"