город Воронеж |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А48-31/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Морозов С.Н. представитель по доверенности N 59 от 12.03.2014, паспорт РФ;
от закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский": Брыкин Е.И. представитель по доверенности N 3 от 09.01.2014, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2014 по делу N А48-31/2013 (судья Володин А.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ИНН 5753041975, ОГРН 1075752001830) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2013 N416,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" (далее - ЗАО СК "Отрадинский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление) с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2013 N 416.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2014, принятым по данному делу, заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения.
Податель жалобы ссылается на то, что размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения. Указанные ЗАО СК "Отрадинский" в технических условиях нормы вывоза и размещения отходов жома должным образом не согласованы с компетентными органами государственной власти.
Настаивает на том, что не лимитированный вывоз отхода - свеколовичный жом на поля сельскохозяйственного назначения приводит к ухудшению их природных свойств. Непринятие Обществом в необходимом объеме реальных мер по организации правомерного размещения отходов, образовывающихся в процессе производства на земельном участке, расположенном в Отрадинском с/с, Мценского района Орловской области, свидетельствует о том, что возложенные на него обязательные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, не были выполнены.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
ЗАО СК "Отрадинский" в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на то, что у Общества имеется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный и утвержденный надлежащим образом. Согласно указанному проекту, жом свеколовичный используется в качестве почвенного мелиоранта для пополнения запасов негумифицированных органических веществ почвы, улучшения структуры почвы и повышения ее почвенного плодородия при выращивании сельскохозяйственных культур. Кроме того, технические условия, в которых утверждены норма и порядок внесения агропрепарата в почву, а также указания по его применению были разработаны Обществом в соответствии с требованиями Федерального Закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Указывает, что норма внесения агрострукторатора не превышает указанную в технических условиях норму.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.
Представитель ЗАО СК "Отрадинский" в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, закрытое акционерное общество "Сахарный Комбинат "Отрадинский", зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке, осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области поступили обращения жителей деревень Хомутовка, Нарышкино, Буравленки, Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области и информация из Управления Орелоблэконадзора о том, что ЗАО СК "Отрадинский" осуществляет размещение жома свеколовичного на землях сельскохозяйственного назначения.
Поскольку проверка законности указанной деятельности не относится к компетенции Управления Росприроднадзора по Орловской области, полученные материалы были направлены в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
17.07.2013 в результате рассмотрения обращения руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области, Управлением было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский".
08.08.2014 Обществу было направлено уведомление N 383 от 07.08.2013 об осмотре земельного участка с местоположением Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с 14.08.2013.
В ходе осмотра, в присутствии понятых и представителя ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" было установлено, что на указанный выше земельный участок вывозился свекловичный жом. Согласно справке от 31.07.2013 N 534 объем вывезенного свекловичного жома на данный земельный участок составляет 25387 тонн. Измерение площади размещения свекловичного жома на земельном участке сельскохозяйственного назначения проводилось при помощи системы спутникового позиционирования Leica GS-09. Данное измерение производил главный специалист отдела агрохимии и плодородия почв ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" Павлов А.А. на основании определения о привлечении специалиста от 13.08.2013. На момент осмотра земельного участка видно, что на участке проведены агротехнические мероприятия по запашке свекловичного жома в почву. Свекловичный жом в кучах не обнаружен. Также на данный момент не вывозится свекловичный жом. Произведен замер при помощи системы спутникового позиционирования Leica GS-09 участка, на который ранее выносили свекловичный жом.
21.08.2013 Обществу было направлено уведомление N 422 об отборе почвенных образцов с земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:527 местоположение: Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с.
27.08.2013 с указанного земельного участка были отобраны почвенные образцы, данный факт подтверждается протоколами отбора образцов (проб) почвы N 43, N 42, N 41, которые были переданы для исследования в ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора".
Уведомлением от 17.09.2013 N 484 Управление сообщило Обществу о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 04.10.2013.
04.10.2013 Государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора, в присутствии двух свидетелей, в отсутствие представителя ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", составлен протокол N 416 об административном правонарушении.
Определением Управления от 18.10.2013 назначено рассмотрение дела в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" на 25.10.2013.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось.
03.12.2013 заместителем руководителя Управления было вынесено постановление N 416 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что вина ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" во вменяемом Управлением административном правонарушении не доказана.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 2 статьи 77 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения
земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны исполнять требования, установленные статьей 42 ЗК РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п.8.3.5 Приказа Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением: выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами т отходами производства и потребления, выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности осуществляет Управление Россельхознадзора.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым N 57:11:0020301:527 местоположение: Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с площадью 1220588 кв.м.
Исходя из представленных административным органом материалов, событие вмененного Обществу административного правонарушения выразилось в сбросе отходов производства (свекловичного жома) на почву, захламлении земель сельскохозяйственного назначения. Данные обстоятельства отражены в акте проверки, протоколе об административном правонарушении N 416 от 03.12.2013.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Жом свекловичный относится к отходам V класса опасности и ему присвоен номер 11130200 01 99 5.
Вместе с тем, в материалах дела имеются технические условия на жом - агропрепарат органический, согласно которым допускается использование жома в качестве удобрения. Также представлен экологический сертификат соответствия, разработанный ООО "Бифар-Экология" N 00001853 от 19.11.2011, подтверждающий проведение исследований жома свекловичного на соответствие ГОСТам и СанПиН указанным в сертификате. В приложении N 1 к указанному документу (Паспорт качества отхода) указано, что жом свекловичный рекомендуется использовать в качестве почвенного мелиоранта для пополнения запасов негумифицированных органических веществ почвы, улучшения структуры почвы и повышения ее почвенного плодородия при выращивании сельскохозяйственных культур, улучшения структуры почвы и повышения ее почвенного плодородия при выращивании сельскохозяйственных культур.
Указанные документы свидетельствуют о возможности использования жома свекловичного в качестве продукта, улучшающего структуру почвы. В частности согласно указанному заключению, присутствие в сахарном дефекате известняка, органических веществ, а также азота, фосфора и калия определяет возможность его использования в качестве известкового удобрения, поскольку внесение дефеката повышает урожайность сельскохозяйственных культур, а также повышает содержание сахара в сахарной свекле.
Согласно протоколу совещания у Заместителя Министра сельского хозяйства Российской федерации от 15.11.2013 г. N ДЮ-21/388 жом свекловичный может использоваться в соответствии с экологическим сертификатом установленного образца в качестве материала для обогащения почвы органическим веществом на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, свекловичный жом может являться как отходом, так и мелиорантом, в зависимости от концентрации в почве и количества размещенного жома на сельскохозяйственных угодьях.
Как установлено из представленных материалов, площадь принадлежащего Обществу на праве аренды земельного участка составляет 122 га. Согласно справке, представленной ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", на участке был размещенный жом свекольный в количестве 25387 т, т.е. предельное количество размещаемого жома не превысило установленную норму.
Каким образом административным органом установлено, что площадь участка, на котором был размещен жом, составляет 60 га, из представленных материалов не усматривается.
Общество обладает соответствующей документацией, а именно проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанными техническими условиями, в которых утверждены нормы и порядок внесения агропрепарата в почву, а также указания по его применению.
Из протокола осмотра спорного земельного участка усматривается, что на земельном участке проведены агрохимические мероприятия по запашке свекловичного жома в почву, свекловичный жом в кучах не обнаружен.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что достаточных и достоверных доказательств наличия в действиях Общества вменяемого правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" является незаконным и подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Управления, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем ортклоняются апелляционной коллегией.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2014 по делу N А48-31/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законе порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-31/2014
Истец: ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям