г. Владивосток |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А51-9172/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Надеждинского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-9797/2014
на решение от 29.05.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-9172/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Метеорит" (ИНН 2540187188, ОГРН 1122540011000, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.12.2012)
к администрации Надеждинского муниципального района (ИНН 2521001247, ОГРН 1022501062088, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.12.2002)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.12.2013 N 2771,
при участии в заседании:
от товарищества: председатель А.А. Бойко (паспорт, протокол от 01.12.2012 N 1);
от Администрации: представитель К.Ю. Полозова (удостоверение N 347, доверенность от 12.05.2014);
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Метеорит" (далее по тексту - "заявитель", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Надеждинского муниципального района (далее по тексту - "Администрация"), оформленного письмом от 17.12.2013 N 2771, и об обязании Администрации предоставить товариществу земельный участок, расположенный в районе д.Давыдовка Надеждинского района Приморского края, для садоводства и огородничества.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Администрацию района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить товариществу земельный участок площадью 70 000 кв.м в аренду сроком на 49 лет, расположенный в районе д.Давыдовка Надеждинского района Приморского края, для садоводства и огородничества в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Администрация указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок находится непосредственно вблизи водного объекта - ручья, попадает в его береговую зону, прибрежную защитную полосу и водоохранную зону, а также в границы санитарной охраны источника водоснабжения (2-3 пояса) Давыдовского водохранилища, что препятствует его предоставлению для ведения садоводства и огородничества. Настаивает на несоблюдении товариществом порядка предоставления земельных участков для садоводства и огородничества, указывая на отсутствие информации о том, что члены товарищества являются жителями Надеждинского района, обращений членов товарищества о предоставлении им земельных участков и неутверждение списков товарищества органом местного самоуправления. Полагает, что земельный участок может быть предоставлен товариществу только за счет фонда перераспределения земель.
Кроме того Администрация указала на неверное применение судом первой инстанции способа восстановления нарушенных прав заявителя, поскольку несформированный и не поставленный на кадастровый учет земельный участок не может быть предметом гражданского оборота.
Представитель товарищества в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 12.08.2014 коллегией в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 18.08.2014 до 16 часов 000 минут.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
31.05.2013 товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 70 000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский края, Надеждинский район, д.Давыдовка, для садоводства и огородничества. К указанному заявлению товарищество приложило учредительные и регистрационные документы, кадастровый план территории, схематичный план земельного участка, а также выписку из ЕГРЮЛ.
Рассмотрев заявление товарищества, Администрация приняла решение от 17.12.2013 N 2771 об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоблюдение товариществом процедуры, установленной Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Не согласившись с решением Администрации, посчитав его нарушающим его права и законные интересы, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что заявителем в Администрацию представлен весь перечень документов, необходимых для предоставления спорного земельного участка.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, - для садоводства и огородничества.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Как следует из материалов дела, товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 06.12.2012, при этом участники товарищества с заявлениями о предоставлении дачных земельных участков в орган местного самоуправления не обращались. Персональный состав товарищества сформирован участниками самостоятельно.
В мае 2013 г. товарищество обратилось за предоставлением в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 70 000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский края, Надеждинский район, д.Давыдовка для ведения садоводства и огородничества.
Отказывая в предоставлении земельного участка, Администрация сослалась на несоблюдение товариществом процедуры, установленной статьей Закона N 66-ФЗ.
Оценивая обоснованность решения Администрации в указанной части, коллегия вынуждена не согласиться с позицией о том, что предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединения граждан возможно только в случае подачи их членами заявлений о предоставлении земельных участков для соответствующих целей, постановке членов объединения на учет как нуждающихся и после утверждения органом местного самоуправления персонального состава членов такого объединения.
Закон N 66-ФЗ не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение для ведения садоводства и огородничества по собственной инициативе, без участия органа местного самоуправления.
При этом наличие списка членов объединения по правилам пункта 4 статьи 13 указанного Закона необходимо исключительно для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, поскольку расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Данный список обязателен к представлению для решения вопроса о формировании земельного участка, однако его требований о его утверждении органом местного самоуправления в случае обращения с заявлением ранее зарегистрированного объединения Закон N 66-ФЗ не содержит.
В этой связи несоблюдение процедуры, предусмотренной статьей 13 Закона N 66-ФЗ, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в случае представления товариществом списка его членов.
В рассматриваемом случае список членов товариществом не предоставлялся, в связи с чем возможность формирования земельного участка у Администрации отсутствовала.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Согласно пункту 1 данной статьи орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
По правилам пункта 2 данной статьи орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Из представленных в материалы дела картографических материалов коллегией установлено, что спорный земельный участок полностью отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Указанный факт заявителем не оспаривается.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли на территории Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения, не включенных в состав фонда перераспределения земель, для ведения садоводства и огородничества Кодексом не предусмотрено.
Оценивая возможность предоставления товариществу испрашиваемого земельного участка, коллегия исходит из того, что доказательства отнесения земель сельскохозяйственного назначения в районе д.Давыдовка в Надеждинском районе к фонду перераспределения земель в материалы дела не представлены.
Следовательно, обязанность по формированию земельного участка для ведения садоводства и огородничества в указанном товариществом районе у Администрации отсутствовала.
Кроме того коллегия принимает во внимание, что в соответствии с картой территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранных зон водного объекта и частично в границах зоны санитарной охраны источника водоснабжения (2-3 пояс) Давыдовского водохранилища, правовой режим которых предусматривает ограничения в их использовании, в том числе ограничения на размещение объектов и распашку земель.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в формировании и последующем предоставлении спорного земельного участка и об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения Администрации незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2014 по делу N А51-9172/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9172/2014
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Метеорит"
Ответчик: Администрация Надеждинского муниципального района