город Ростов-на-Дону |
|
25 августа 2014 г. |
дело N А32-507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КУК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2014 по делу N А32-507/2014, принятое судьей Григорьевой Ю.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КУК"
к заинтересованному лицу Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КУК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство трехэтажного административного здания многофункционального центра на земельном участке кадастровый номер 23:43:0127002:12 площадью 906 кв.м., в том числе земельном участке площадью 146 кв.м., расположенном в охранной зоне инженерных коммуникаций, по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 159, а также об обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать соответствующее разрешение.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество в установленном законном порядке подготовило проектную документацию на строительство объекта, получило положительное заключение негосударственной экспертизы. Полагает, что соответствие представленных документов положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждается заключением экспертизы. Гостевые парковки к объектам капитального строительства не относятся, поэтому требования департамента к градостроительному плану земельного участка не соответствуют пункту 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2014 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что представленный обществом в пакете документов градостроительный план не соответствует требованиям правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" с внесенными изменениями по состоянию на 22.10.2013.
Общество с ограниченной ответственностью "КУК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Градостроительный план земельного участка выдан обществу 15.05.2012. На основании градостроительного плана была подготовлена проектная документация, получено положительное заключение негосударственной экспертизы. В связи с изложенным полагает, что решение городской Думы Краснодара пятого созыва LIV заседания от 22.10.2013 N 54 п. 8 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" к градостроительному плану, выданному ООО "КУК" 15.05.2012 не применяется. Нормы действующего законодательства не содержат требования о размещении гостевых парковок административного здания на территории земельного участка, выделенного под застройку. Соответствие проектной документации СНиП 2.07.01-89*подтверждается ссылкой на указанный СНиП в разделе 2 тома 2 проектной документации. Общий вывод экспертизы о соответствии проектной документации техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, указывает в том числе и на соответствие проектной документации СНиП 2.07.01-89*. Площадь территории благоустройства указана в проектной документации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайство общества об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью явки в судебное заседание, отклонено протокольным определением, поскольку на обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела, общество не указывает.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования города Краснодар от 17.03.2010 N 1431 обществу с ограниченной ответственностью "КУК" в аренду сроком на десять лет из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0127002:12 площадью 906 кв.м., в том числе земельный участок площадью 146 кв.м., расположенный в охранной зоне инженерных коммуникаций, для строительства объекта по оказанию услуг и обслуживания населения по улице имени Дзержинского, 159 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара согласно кадастровому паспорту земельного участка.
Обществом с ограниченной ответственностью "МонтажИнжиниринг"" была разработана проектная документация на строительство административного здания многофункционального центра по ул. Дзержинского, 159 в городе Краснодаре, которая получила положительное заключение негосударственной экспертизы N 23-1-4-0291-13 от 31.10.2013.
После получения заключения экспертизы общество с ограниченной ответственностью "КУК" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания многофункционального центра по ул. Дзержинского, 159 в городе Краснодаре.
Письмом исполняющего обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 19.11.2013 N 29/6000-1 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство административного здания многофункционального центра по ул. Дзержинского, 159 в городе Краснодаре.
Отказ со ссылкой на статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации был мотивирован тем, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана, а именно: места для хранения автомобилей должны быть расположены в границах предоставленного земельного участка, и в связи с принятием новых Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, необходимо внести изменения в чертеж градостроительного плана в части отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий и сооружений.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" с внесенными изменениями по состоянию на 22.10.2013, суд пришел к выводу о том, что департамент правомерно отказал в выдаче разрешения на строительство, и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в частности, что органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в их выдаче в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план земельного участка RU 23306000-00000000002343 получен обществом 15.05.2012.
Согласно частям 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В разделе 3 градостроительного плана отражаются требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, в том числе предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений.
Таким образом, градостроительный план должен содержать информацию о размерах соответствующего земельного участка, градостроительном регламенте территориальной зоны и градостроительных ограничениях, действующих в отношении земельного участка и объекта капитального строительства в его границах.
В статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В части 3 этой же статьи установлено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
На момент подачи пакета документов в департамент (после 31.10.2013, точную дату общество не называет, реестр документов, принятых МФЦ, не прилагает) Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 действовали в редакции изменений, внесенных Решением городской Думы Краснодара от 22.10.2013 N 54 п.8, вступивших в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Вестнике органов местного самоуправления МО г. Краснодар" - 23.10.2013). Согласно п. 3 решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Общество ссылается на опубликование решения думы в газете "Краснодарские известия", N 170, 06.11.2013. Вместе с тем, учитывая, что цель официальной публикации нормативного правового акта состоит в его обнародовании для всеобщего сведения, дату первой публикации акта следует определять с учетом того, в какой момент акт, опубликованный в том или ином издании, реально доходит до адресатов (читателей, подписчиков). В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно посчитал датой публикации более раннюю дату.
Правила землепользования и застройки в измененной редакции предусматривают отнесение земельного участка общества к общественно-деловой зоне местного назначения (ОД.2), для которой установлены следующие ограничения.
Пункт 2.2.4 устанавливает предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства: минимальный отступ зданий, строений и сооружений от красной линии улиц, проездов - 5 метров, в случае отсутствия утвержденной красной линии - 5 метров от фасадной границы участка. Согласно градостроительному плану ООО "КУК" - 4,9 м.
Согласно пункту 2.2.5 застройку земельных участков следует осуществлять в соответствии с предельными параметрами разрешенного строительства, установленными пунктом 2.2.4 настоящей статьи, и с учетом положений статьи 27 настоящих Правил.
Согласно части 4 статьи 27 Правил объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения допускается размещать в отдельно стоящих, встроенных или пристроенных строениях с изолированными от жилых зданий или их частей входами при условии оборудования площадок для стоянки автомобилей посетителей. Градостроительным планом земельного участка RU 23306000-00000000002343 в разделе 2.2.5 указано: "предусмотреть места для хранения автотранспорта в соответствии с расчетными показателями СНиП 2.07.01-98*. Проектной документацией размещение гостевой автостоянки предусмотрено между территорией застройки и проезжей частью улицы Дзержинского. Соглашением о согласовании границ территории, подлежащей благоустройству, от 22.11.2012 (т. 1 л.д. 104) размещение гостевой автостоянки не предусмотрено, в связи с чем доводы общества на этот счет (об оборудовании стоянки как элемента благоустройства) надлежит отклонить.
Поскольку в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на земельном участке до получения разрешения на строительство велись строительные работы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для выводов о том, что в результате неправомерных действий заинтересованного лица создана ситуация, ухудшающая положение общества в части целевого использования земельного участка. То есть, общество, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновало, что оспариваемыми распоряжениями нарушены его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Поскольку отступы от фасадной границы участка не соответствуют нормативно установленным, а также в связи с тем, что проектной документацией в нарушение части 4 статьи 27 Правил землепользовании и застройки не предусмотрено оборудование площадок для стоянки автомобилей посетителей на земельном участке, предоставленном для строительства, департамент обоснованно отказал обществу в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2014 по делу N А32-507/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-507/2014
Истец: ООО "КУК"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамант архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар