г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А56-69079/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Бурмистров И.Ю. по доверенности от 26.12.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7846/2014) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2014 по делу N А56-69079/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД", далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: 1097847327709, адрес:190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, далее - заинтересованное лицо, Управление) от 07.08.2013 N 07-44-04/376.
Решением суда от 11.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, поскольку железнодорожный вокзал Апатиты не был внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС), и ему не присвоена категория ОТИ, возложение на Общество оспариваемым предписанием обязанностей по исполнению пунктов 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 Приказа Министерства транспорта от 08.02.2011 N 43 является незаконным.
В связи с невозможностью участия судьи Абакумовой И.Д. в судебном заседании 25.06.2014 по причине прекращения полномочий судьи, в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена в соответствии с частью 4 статьи 18 АПК РФ, судья Абакумова И.Д. заменена на судью Борисову Г.В. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.07.2013 N 687-р в период с 29.07.2013 по 16.08.2013 Управлением проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом предписания от 04.04.2013 N 07-44-04/138, срок для исполнения которого истек 04.07.2013.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что Обществом не исполнено предписание от 04.04.2013 N 07-44-04/138 (акт проверки от 07.08.2013 N 07-46-04/540).
По результатам проверки обществу выдано предписание от N 07-44-04/376 от 07.08.2013, согласно которому Обществу в срок до 07.10.2013 предписано:
1.1. осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
1.2 провести проверку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
1.3 установить конфигурацию и границы территории железнодорожного вокзала Апатиты как объекта транспортной инфраструктуры, доступ в которую физических лиц. Пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (т.е свободного доступа);
1.4 установить конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной) железнодорожного вокзала Апатиты, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (т.е. - зону транспортной безопасности);
1.5 установить конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности железнодорожного вокзала Апатиты, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (т.е. - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
1.6 установить конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности железнодорожного вокзала Апатиты, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (т.е. технологический сектор зоны транспортной безопасности);
1.7 установить в целях обеспечения транспортной безопасности схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов, а так же свободного доступа железнодорожного вокзала Апатиты.
Не согласившись с законностью данного предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, признал предписание соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ). Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 Требований N43 они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии с пунктом 5.7 Требований N43 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
В силу пункта 5.10. Требований N 43 субъект транспортной безопасности обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Пунктом 5.12. Требований N 43 на субъект транспортной безопасности возложена обязанность по осуществлению специальной профессиональной подготовки, повышению квалификации, переподготовке сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.25. субъект транспортной безопасности обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности:
- конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (пункт 5.25.1. Требований N 43);
- конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС (пункт 5.25.2. Требований N 43);
- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.25.3. Требований N 43), - конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения пункт 5.25.4 Требований N 43);
- схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ (пункт 5.25.5. Требований N 43).
Определением от 25.06.2014 апелляционный суд предложил ОАО "РЖД" представить результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Апатиты в подтверждение того, что здание железнодорожного вокзала Апатиты не входит в перечень отдельных ОТИ, а Управлению доказательства, подтверждающие внесение в реестр категорированных ОТИ и ТС железнодорожного вокзала Апатиты в качестве самостоятельного ОТИ.
Во исполнение указанного определения Обществом представлены результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Апатиты (реестровый номер в реестре категорированных ОТИ и ТС N ЖСГ113074) с отметкой об утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ железнодорожной станции Апатиты (далее - Результаты).
В пункте 1.3.15 Результатов указаны элементы объекта, которые должны рассматриваться, как отдельные ОТИ. Здание железнодорожного вокзала Апатиты не входит в указанный перечень.
Во исполнение определения суда Управление сообщило об отсутствии сведений о включении железнодорожного вокзала Апатиты в реестр категорированных ОТИ и ТС.
Таким образом, в материалах дела не имеется доказательств отнесения железнодорожного вокзала Апатиты к самостоятельным объектам транспортной инфраструктуры, в отношении которого могла быть проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в связи с чем оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении предъявленных ОАО "РЖД" требований о признании недействительным предписания Управления от 07.08.2013 N 07-44-04/376.
Распределение судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе производятся в соответствии с пунктом 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2014 по делу N А56-69079/2013 отменить.
Признать недействительным предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.08.2013 N 07-4404/376, выданное Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 77085033727, ОГРН 1037739877295, место нахождения: Москва, ул. Новая Басманная, д. 2).
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69079/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта