г. Москва |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А41-11026/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2014 по делу N А41-11026/14, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в качестве третьих лиц Ильиной Е.Е., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Зарайского муниципального района Московской области, о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, ТУ ФАУГИ в МО) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0071105:0002, площадью 501,9 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Зарайск, ул. Фестивальная, д. 27 (л.д. 2-4).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Ильина Екатерина Евгеньевна (далее - Ильина Е.Е.), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), администрация Зарайского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2014 заявленные требования удовлетворены (л.д. 79-80).
Не согласившись с указанным решением, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права (л.д. 84-88).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела между Комитетом и Ильиной Е.Е. был заключен договор аренды земельного участка площадью 501,9 кв.м., расположенного по адресу Московская область, г. Зарайск, ул. Фестивальная, д. 27 с кадастровым номером 50:38:0071105:0002 для жилищного строительства.
Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:38:0071105:0002, площадью 501,9 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Зарайск, ул. Фестивальная, д. 27, является Российская Федерация (л.д. 74).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. При этом зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание апелляционного суда участвующие в деле лица своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно выписке из ЕГРП правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В период с 20.12.2001 по 01.07.2006 основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 названного Федерального закона устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу названного Федерального закона актами Правительства Российской Федерации, остались в не разграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (пункт 10 статьи 3 и статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности отнесены:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в деле правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:38:007 11 05:0002, правоустанавливающие документы Российской Федерации на указанный земельный участок отсутствуют (л.д. 38).
Доказательств обратного, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, предоставления земельного участка предприятию федерального уровня собственности, равно как и иных доказательств, позволяющих отнести спорные участки к собственности Российской Федерации, заявителем не представлено.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 50:38:0071105:0002 не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, не занят в настоящее время объектами капитального строения, принадлежащими Российской Федерации (субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию), не соотносится с другими критериями разграничения, названный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что заявленное истцами требование о признания отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок удовлетворено правомерно.
Статьей 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Ответчиком не доказано ни одно предусмотренное законом основание для возникновения у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок.
При указанных основаниях обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2014 по делу N А41-11026/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А.Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11026/2014
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Администрация Зарайского муниципального района, Ильина Е. Е., Ильина Екатерина Евгеньевна, Управление Росреестра По Московской Области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области