г. Саратов |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А12-14287/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Парамонова Светлана Александровна, действующая по доверенности от 13.12.2013 N 20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград, ОГРН 1053444090028)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2014 года по делу N А12-14287/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград, ОГРН 1053444090028)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее общество, заявитель) с заявлением об оспаривании постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее инспекция, административный орган) N 84 от 11.03.2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 7 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 июля 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области на основании приказа N 84 от 13.01.2014 в период с 24.01.2014 по 13.02.2014 проведена внеплановая документарная проверка доводов, содержащихся в обращении главы администрации Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области по вопросу предоставления потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, Россошинское сельское поселение, пос. Степной, ул. Мира, дома N 12, 13, 14 коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества.
По результатам проверки установлены нарушения пункта 10 раздела IV обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при предоставлении потребителям, проживающим в указанных домах, коммунальной услуги по электроснабжению и пункта 5.2 ГОСТ 13109-97, а именно:
- наименьшее напряжение по адресу: дом 12 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 169 вольт;
- наименьшее напряжение по адресу: дом 13 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 167 вольт;
- наименьшее напряжение по адресу: дом 14 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 167 вольт.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 84/1 от 13.02.2014.
Усмотрев в действиях открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, инспекция составила протокол об административном правонарушении N 84-1 от 04.03.2014 в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола и не заявившего ходатайства об его отложении.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении административным органом, в отсутствии законного представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного материала и не заявившего ходатайства об его отложении, 11.03.2014 вынесено постановление N 84 о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информацию об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу пункта 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Учитывая пункт 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 2 раздела 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 31 и 32 раздела 4 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 10 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В соответствии с пунктом 5.2 "Отклонение напряжения" ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения" отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно _ 5 и _10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение). Номинальное напряжение в системе электроснабжения, сетей и приемников - 220В.
В силу пункта 10 Приложения N 1 к Правилам N 354 отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
В силу пункта 149 раздела 16 Правил N 354 исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (исполнителем) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28 декабря 2012 года N 425.
В соответствии с условиями заключенного договора ОАО "Волгоградэнергосбыт" обязуется приобретать электрическую энергию на оптовом и розничном рынках электрической энергии для ее продажи потребителям по договорам энергоснабжения.
Одним из основных видов деятельности ОАО "Волгоградэнергосбыт" является предоставление коммунальных услуг населению.
Согласно извещениям-квитанциям за ноябрь 2013, декабрь 2013, январь 2014, выставляемым гражданам, проживающим в домах N N 12, 13, 14 по ул. Мира, пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, ОАО "Волгоградэнергосбыт", как исполнитель, выставляет потребителям плату за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению. Получателем денежных средств является непосредственно ОАО "Волгоградэнергосбыт". Таким образом, между потребителями указанных домов и Обществом сложились договорные отношения по электроснабжению, так как оплату за оказанные Обществом услуги потребители производят Обществу.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает с жителями домов N N 12, 13, 14 по ул. Мира, пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавшего на момент совершения вменяемого административного правонарушения) ОАО "Волгоградэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, приобретает у сетей организации открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга") электроэнергию для ее передачи потребителям, проживающим в многоквартирных домах.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Поскольку ОАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электроэнергии жильцам указанного многоквартирного дома, вступает с жильцами дома в договорные отношения, являясь для них исполнителем коммунальной услуги, получает плату за поставленную электроэнергию, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги несет ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Таким образом, лицом, ответственным за соблюдением режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению жителям домов N N 12, 13, 14 по ул. Мира, пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, а, следовательно, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей вышеуказанного многоквартирного дома является ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Административным органом выявлен факт нарушения пункта 10 раздела IV обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при предоставлении потребителям, проживающим в указанных домах, коммунальной услуги по электроснабжению и пункта 5.2 ГОСТ 13109-97, а именно:
- наименьшее напряжение по адресу: дом 12 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 169 вольт;
- наименьшее напряжение по адресу: дом 13 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 167 вольт;
- наименьшее напряжение по адресу: дом 14 по ул. Мира, пос. Степной, Россошинское сельское поселение, Городищенский район, Волгоградская обл., составляет 167 вольт, что является нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Довод Общества об отсутствии вины со ссылкой на то, что Общество не владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии до жилых домов граждан-потребителей, является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), предоставление коммунальных услуг населению.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об Электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В силу статьи 38 указанного Закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Согласно извещениям-квитанциям за ноябрь 2013, декабрь 2013, январь 2014, выставляемым гражданам, проживающим в домах N N 12, 13, 14 по ул. Мира, пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, ОАО "Волгоградэнергосбыт", как исполнитель, выставляет потребителям плату за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению. Получателем денежных средств является непосредственно ОАО "Волгоградэнергосбыт". Таким образом, между потребителями указанных домов и Обществом сложились договорные отношения по электроснабжению, так как оплату за оказанные Обществом услуги потребители производят Обществу.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает с жителями домов N N 12, 13, 14 по ул. Мира, пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
Довод общества о наличии договорных отношений между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "МРСК-Юга" не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку именно ОАО "Волгоградэнергосбыт" является перед потребителями исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению и несет ответственность перед потребителями за качество поставляемой коммунальной услуги, в том числе и за действия третьих лиц (ОАО "МРСК-Юга"), имея при этом возможность регрессного требования.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.122.2012 N 425 ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Заказчик) заключает настоящий договор в интересах и за счет обслуживаемых им потребителей (покупателей), которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения Заказчик обязан организовать (обеспечить) передачу электроэнергии, а также, обратившихся к заказчику с заявкой о заключении договора, предусматривающего обязанность Заказчика урегулировать за счет потребителя (покупателя) отношения, связанные с передачей электроэнергии по сетям ОАО "МРСК-Юга" (Исполнителя). Предметом договора (п. 2.1) являются обязательства Исполнителя по осуществлению комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) Заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (субисполнителю), производителям электрической энергии, бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, присоединенным к сетям Исполнителя, и обязательства Заказчика по оплате оказанных Исполнителем услуг в порядке, установленном настоящим договором. В соответствии п. 3.2 договора именно Заказчик обязан уведомлять Исполнителя об объеме услуг по передаче электрической энергии, на предстоящий период регулирования, сформированном по договорам энергоснабжения с потребителями, представлять в адрес Исполнителя путем направления ему соответствующего уведомления.
Кроме того, согласно п. 150 Правил N 354 Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов Исполнителя или действия (бездействия) Исполнителя, включая отсутствие у Исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, указанный договор свидетельствует о том, что ОАО "МРСК-Юга" приняло на себя обязательства перед ОАО "Волгоградэнергосбыт" и несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств перед ОАО "Волгоградэнергосбыт" в рамках гражданско-правовых отношений. Наличие вышеуказанного договора не снимает с заявителя обязанностей исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению перед потребителями.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт правонарушения установлен судами первой и апелляционной инстанций, а также подтвержден материалами дела. Доказательств, подтверждающих принятие ОАО "Волгоградэнергосбыт" всех зависящих от него мер по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению жителям вышеуказанных многоквартирных домов не предоставлено.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" имело возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений законодательства.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения в суде первой инстанции. Аналогичные обстоятельства изложены обществом в заявлении, поступившим в суд первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2014 года по делу N А12-14287/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14287/2014
Истец: Волжское управление ОАО "Волгоградэнергосбыт", ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Третье лицо: Инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области