г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А56-81160/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Манаенковой О.А. по доверенности от 16.1ё0.2013 N 05/3ГДКР/376;
от заинтересованного лица: Тоток В.А. по доверенности от 13.01.2014 N 01-18-6/14-0-0;
от 3-х лиц: не явились- извещены (уведомление N 22386);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12231/2014) Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 по делу А56-81160/2013 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Топливно- энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга,
3-е лицо: ЗАО "Тепломагистраль"
о признании недействительным распоряжения
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга (190000, Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, ОГРН 1027810310274, далее -ГУП "ТЭК СПб", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (191023, Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.14/52, лит.А, далее-Комитет) от 22.07.2013 N 154-р "О согласовании балансов тепловой энергии и мощности ЗАО "Тепломагистраль" на 2014-2016 годы".
Определением суда от 13.01.2014 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ЗАО "Тепломагистраль" (191186, Санкт-Петербург, ул.М.Конюшенная, д.14, лит.А, пом.15Н, далее - общество).
Решением суда от 31.03.2014 в удовлетворении заявленных требований ГУП "ТЭК СПб" отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУП "ТЭК СПб" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Представитель ГУП "ТЭК СПб" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, не согласившись с выводом суда о том, что предприятие не представило доказательств того, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону или нормативному правовому акту. В качестве основания для признания оспариваемого распоряжения недействительным, а решения суда незаконным, предприятие ссылается на несоответствие объема потерь тепловой энергии, определенных Комитетом для ЗАО "Тепломагистраль" на 2014 год (31 616,64 Гкал), объему потерь, утвержденному Приказом Минэнерго России от 29.05.2013 N 282 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения 500 тысяч человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на 2014 год" для ЗАО "Тепломагистраль" (37 937,7 Гкал).
ЗАО "Тепломагистраль", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Представитель Комитета в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве, пояснив, что расчет между ГУП "ТЭК СПб" и ЗАО "Тепломагистраль" осуществляется на основании тарифа, утвержденного распоряжением Комитета от 18.12.2013 N 510-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям закрытого акционерного общества "Тепломагистраль" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год", а количество тепловой энергии, в том числе объем потерь тепловой энергии, определяется на основании приборов учета. Комитет полагает, что распоряжение N 154-р не возлагает на заявителя никаких обязанностей, так как не устанавливает тарифа для предприятия.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Тепломагистраль" осуществляет передачу вырабатываемой филиалом "Северо-Западная ТЭЦ" ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" тепловой энергии по тепломагистрали, находящейся в собственности общества, в котельную ГУП "ТЭК СПб".
Оказание услуг по передаче тепловой энергии осуществляется обществом предприятию на основании договора N ТТЭ-02, заключенного на условиях, определенных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9966/2013.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.07.2013 N 154-р "О согласовании балансов тепловой энергии и мощности ЗАО "Тепломагистраль" на 2014-2016 годы" согласован баланс тепловой энергии и мощности общества на 2014 год, в частности тепловая нагрузка - 280 Гкал/ч, отпуск тепловой энергии в сеть от ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - 1 210 000, 00 Гкал, потери тепловой энергии в сети 31 616,64 Гкал.
Ссылаясь на то, что распоряжение N 154-р нарушает его права, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требования о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В данном случае, предметом спора является распоряжение Комитета от 22.07.2013 N 154-р "О согласовании балансов тепловой энергии и мощности ЗАО "Тепломагистраль" на 2014-2016 годы".
В пункте 22 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" содержится определение "топливно-энергетического баланса", согласно которому это документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов.
В силу пункта 2 статьи 4 названного закона к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся в том числе утверждение порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" приказом Минэнерго РФ от 14.12.202011 N 600 утвержден Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации.
Порядок согласования балансов установлен разделом 3 Положения о порядке формирования балансов электрической и тепловой энергии (мощности) энергоснабжающих организаций Санкт-Петербурга для расчета тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию, утвержденного распоряжением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 20.12.2004 N 99-р (далее - Положения).
Пунктом 3.2 Положения, предусмотрено предоставление в регулирующий орган балансов по видам регулируемой деятельности, в том числе, по передаче тепловой энергии, что позволяет рассматривать организацию осуществляющую деятельность по передаче тепловой энергии как надлежащего субъекта при процедуре согласования балансов тепловой энергии (мощности) для целей установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В качестве основания для признания оспариваемого распоряжения недействительным, ГУП "ТЭК СПб" ссылается на несоответствие объема потерь тепловой энергии, определенных Комитетом для ЗАО "Тепломагистраль" на 2014 год (31616,64 Гкал), объему потерь, утвержденному Приказом Минэнерго России от 29.05.2013 N 282 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения 500 тысяч человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге, на 2014 год" для ЗАО "Тепломагистраль" (37 937,7 Гкал).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" установлено, что постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.
Пунктом 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Вместе с тем, абзацем 2 пункта 90 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода.
Из представленных в дело документов следует, что на момент принятия оспариваемого распоряжения, Комитет располагал отчетными данными регулируемой организации по регулируемой деятельности, осуществляемой в период 2012 года. С учетом данного обстоятельства и в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования был учтен объем потерь в размере 31 616,64 Гкал.
Таким образом, основополагающие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, определенные пунктами 5-7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении", принятием распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.07.2013 N 154-р "О согласовании балансов тепловой энергии и мощности ЗАО "Тепломагистраль" на 2014-2016 годы" не нарушены.
Ссылка предприятия на то, что Комитетом в оспариваемом распоряжении установлено, что по тепловой сети объем передаваемой тепловой энергии составляет 1 210 000 Гкал/год, в то время как в действительности пропускная способность тепловой сети, принадлежащей обществу, составляет 700 Гкал/час, что соответствует 6 132 000 Гкал/год, а также что исходя из установленной тепловой нагрузки (280 Гкал/час) объем передаваемой тепловой энергии составил бы 2 452 800 Гкал/год, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено понятие тепловой нагрузки, под которой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования, предшествующие расчетному. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 18 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций.
В соответствии с указанным пунктом Методических указаний, в балансах тепловой энергии и мощности ЗАО "Тепломагистарль" Комитет учел тепловую нагрузку потребителей, получающих тепловую энергию (потребителей тепловой энергии ГУП "ТЭК СПБ"), в соответствии с договорами, заключенными с энергоснабжающей организацией (предприятие).
Так, на момент определения максимальной тепловой нагрузки потребителей, между ЗАО "Тепломагистраль" и теплоснабжающей организацией - ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (филиал "Северо-Западная ТЭЦ") действовал договор на продажу тепловой энергии в горячей воде N Т-06 от 23.10.2006 (в ред. доп. соглашения N 5 от 28.10.2011) согласно которому, тепловая нагрузка потребителей составляла 280 Гкал/ч.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9966/2013 по заявлению ЗАО "Тепломагистраль" об урегулировании разногласий по договору с ГУП "ТЭК СПб", оставленном в силе постановлениями судов апелляционной (от 02.10.2013) и кассационной (от 28.01.2014) инстанций, тепловая нагрузка потребителей также составляет 280 Гкал/ч. Приведенные предприятием расчеты являются некорректными, поскольку не имеют никакого отношения к фактическим величинам поставки тепловой энергии, рассчитанным исходя из продолжительности отопительного сезона, а не из количества дней в году и количества часов в сутках.
Правильность учета при расчете тарифов максимальной заявленной тепловой нагрузки потребителя подтверждается позицией Высшего Арбитражного суда РФ (напр. постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3327/11).
В качестве основания для подачи апелляционной жалобы, ГУП "ТЭК СПб" указывает на необоснованность объема отпуска тепловой энергии, зафиксированного оспариваемым распоряжением N 154-р и учтенного при установлении тарифа для ЗАО "Тепломагистраль" ввиду того, что занижение размеров потерь тепловой энергии приводит к завышению балансовых объемов полезного отпуска тепловой энергии, что при формировании необходимой валовой выручки для установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии приведет к необоснованному завышению объемов доходов за оказанные услуги и занижению объемов расходов на компенсацию потерь в тепловых сетях.
Предприятие указывает, что в случае увеличения объема потерь тепловой энергии до размера, который по мнению предприятия, должен был быть применен Комитетом в оспариваемом распоряжении, увеличивается объем затрат, подлежащих включению в необходимую валовую выручку, а также сокращается объем полезного отпуска, с учетом которого рассчитывается тариф. Оба эти обстоятельства приводят к увеличению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, по которому предприятие рассчитывается с ЗАО "Тепломагистраль" за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, что в свою очередь идет только во вред предприятию, уменьшая его прибыль, и никак не может привести к восстановлению якобы имевшего место при принятии оспариваемого распоряжения нарушенного права заявителя.
Между тем, согласно пункту 117 Методических указаний, в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются, в том числе, расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, расчет между ГУП "ТЭК СПБ" и ЗАО "Тепломагистраль" производится в 2014 году на основании тарифов, утвержденных распоряжением Комитета от 18.12.2013 N 510-р. Данным нормативным правовым актом Комитет возлагает на ГУП "ТЭК СПБ" обязанность производить расчеты за услуги по передаче тепловой энергии по установленному тарифу. При этом ввиду наличия приборов учета, количество тепловой энергии, в том числе, объемы потерь тепловой энергии, определяются на основании показаний данных приборов, а не на основании оспариваемого распоряжения Комитета.
Следовательно, оспариваемое распоряжение N 154-р не возлагает на предприятие никаких обязанностей, не затрагивает его прав и не может противоречить указанным в апелляционной жалобе федеральным нормативным правовым актам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГУП "ТЭК СПб" и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2014 года по делу N А56-81160/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81160/2013
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Третье лицо: ЗАО "Тепломагистраль"