г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А56-4326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Черепинникова О.Ю. по доверенности от 01.03.2014, Маслов по решению от 15.05.2013 N 1;
от заинтересованных лиц: 1. Курудимова Т.В. по доверенности от 22.01.2014, 2. Курудимова Т.В. по доверенности от 09.01.2014 N 11-11-18;
от третьего лица: Гришин Г.А. по доверенности от 17.03.2014 N 47БА1285358;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14905/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Отдел 2 "ДМ Нарвский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2014 по делу N А56-4326/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Отдел 2 "ДМ Нарвский"
к Отделу надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Главному управлению МЧС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: индивидуальный предприниматель Сухарев В.П.
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Отдел 2 "ДМ Нарвский" (ОГРН 1027802739733, адрес: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных,4, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Красносельского района УНД Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (адрес: 198329, г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д.29, далее - Отдел) от 17.01.2014 N 2-15-1517 о привлечении к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Сухарев Владимир Павлович.
Решением суда от 01.04.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе, Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что является ненадлежащим субъектом вмененного правонарушения, поскольку пользуется помещением на основании договора аренды. Надлежащим субъектом правонарушения, по мнению Общества, является собственник помещения - Сухарев В.П.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители Отдела возражали против ее удовлетворения. Третье лицо - Сухарев В.П. просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 01.11.2013 по 29.11.2013 на основании распоряжения N2-15-888 Отделом проведена плановая выездная проверка объекта защиты (здание торгового комплекса) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Доблести, д.28, лит. А.
В ходе проведения проверки выявлены и отражены в акте проверки от 29.11.2013 N 2-15-888 следующие нарушения Обществом требований пожарной безопасности:
- руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопроводах составлением соответствующих актов, пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2013 N 390 (далее - Правила N 390) - руководитель организации не организовал перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) пункт 57 Правил N 390; - высота эвакуационного выхода из столовой ООО "Отдел 2 ДМ "Нарвский" менее 1,9 м (фактически-1,78 м.) пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, пункт 4.2.9; - отсутствует установка автоматического пожаротушения в торговом зале в подвальном (цокольном) помещениях, пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, части 10 статьи 83 Закона N123-ФЗ, СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" А4, А5, А 10 табл. А1; - не обеспечивается возможность свободного открывания запоров дверей эвакуационного выхода N2 изнутри без ключа, пункт 35 Правила N 390.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений о 10.12.2013 отношении Общества составлены протоколы N N 2-15-1516, 2-15-1517 об административном правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением Отдела от 17.01.2014 N 2-15-1517 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных административных правонарушений, за исключением нарушения пункта 57 Правил N 390, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела усматривается, что между Обществом (арендатор) и индивидуальным предпринимателем Сухаревым В.П. (арендодатель) заключен договор аренды от 01.01.2011, согласно которому Общество несет ответственность за содержание помещений в соответствии с требованиями пожарной безопасности (раздел 4 договора). Таким образом, именно Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в отношении арендуемого в соответствии с договором помещения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
В силу пункта 35 Правил N 390 запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара. Согласно пункту 55 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов. СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, введен в действие с 01.05.2009, разработан в соответствии с Законом N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений. СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" утверждены приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, введены в действие с 01.05.2009, разработаны в соответствии с Законом N 123-ФЗ, и являются нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливают нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 25.10.2013 Обществом закуплены и установлены пожарные рукава (товарная накладная от 15.10.2013 и сертификат соответствия на пожарные рукава), что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества на момент проведения проверки нарушения пункта 57 Правил N 390, обозначенного в пункте 3 акта проверки от 29.11.2013 N2-15-888.
Факт нарушения остальных вышеперечисленных требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 1,2,4-7 акта проверки от 29.11.2013 N 2-15-888, установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемых правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении Отделом при проведении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно отсутствии на официальном сайте надзорного органа или Прокуратуры информации о проведении плановой проверки в отношении Общества отклоняются апелляционным судом, поскольку сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2013 год размещен на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Сведения о проведении плановой проверки в отношении соблюдения Обществом требований в области обеспечения пожарной безопасности также размещены на указанном сайте.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом положений частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ в минимальном размере санкции, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.01.2014 N 2-15-1517.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2014 по делу N А56-4326/2014 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отдел 2 ДМ "Нарвский" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Отдел 2 ДМ "Нарвский" из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 17.04.2014 N 270.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4326/2014
Истец: ООО "Отдел 2 "ДМ Нарвский"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, Отдел надзоной деятельности ГУ МЧС России по санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Красносельского района Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Главное управление МЧС по Санкт-Петербургу, ИП Сухарев, ИП Сухарев Владимир Павлович