Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2014 г. N 01АП-4129/14
г. Владимир |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А11-8660/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муромдевелопмент" (Владимирская область, г.Муром, ул.Мечникова, д.28; ОГРН 1073327002430, ИНН 3327830566)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2014
по делу N А11-8660/2013,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Муромдевелопмент" о признании недействительным постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 19.08.2013 N 18/8,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Муромдевелопмент" - Лебединец Н.В. по доверенности от 01.12.2013 сроком действия один год;
Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - Меньшова М.А. по доверенности от 14.01.2014 N ДЦТ-50-03 сроком действия до 31.12.2014;
муниципального унитарного предприятия округа Муром "Горэлектросеть" - Пименова Н.А. по доверенности от 20.03.2014 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Муромдевелопмент" - (далее - ООО ""Муромдевелопмент", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) от 19.08.2013 N N18/8 об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям муниципального унитарного предприятия округа Муром "Городская электросеть" по индивидуальному проекту для двухсекционного многоквартирного жилого дома и торгово-офисного центра ООО "Муромдевелопмент", расположенных по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул. Мечникова, д.28, в части включения расходов на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 2 и 3 приложения к постановлению в размере 4 748 323 руб. 56 коп. без учета НДС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена муниципальное унитарное предприятие округа Муром "Городская электросеть" (далее - МУП округа Муром "Городская электросеть", Горэлектросеть).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Муромдевелопмент" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению Общества (с учетом письменных пояснений), в нарушение положений действующего законодательства Департамент включил в индивидуальную плату ООО "Муромдевелопмент" стоимость мероприятий, связанных с развитием существующей инфраструктуры (инвестиционную составляющую).
Департамент цен и тарифов в отзыве на апелляционную жалобу указывает на ошибочность позиции Общества, настаивает на законности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители ООО "Муромдевелопмент", Департамента и Горэлектросеть в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что постановлением от 19.08.2013 N 18/8 Департамент цен и тарифов установил и с 30.08.2013 ввел плату за технологическое присоединение к электрическим сетям МУ округа муром "Горэлектросеть" по индивидуальному проекту для двухсекционного многоквартирного жилого дома и торгово-офисного центра ООО "Муромдевелопмент", расположенных по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул. Мечникова, д.28, по второй категории надежности на уровне напряжения 0,4 кВ в объеме заявленной мощности 400 кВт.
Согласно приложению к постановлению от 19.08.2013 N 18/8 индивидуальная плата за технологическое присоединение составила 4 787 765 руб. 57 ком. (без учета НДС), в том числе 50 890 руб. 67 коп. - за разработку сетевой организацией проектной документации по строительству "последней мили" (пункт 2) и 4 697 432 руб. 89 коп. - за выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством "последней мили" (пункт 3).
Общество не согласилось с данным ненормативным правовым актом в части и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, приказом Федеральной службы по тарифам от 15.05.2013 N 551-тп, приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 и исходил из того, что в рассматриваемом случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Федеральный закон от 26.06.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно статье 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В соответствие со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), которыми установлена процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор на технологическое присоединение должен содержать следующее существенное условие - размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III Правил N 861.
Установление расчета платы за технологическое присоединение является одной из процедур, выполняемых на основании заявления сетевой организации, до заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном "Правилами технологического присоединения", с учетом особенностей, установленных разделом III.
В данном случае 15.06.2012 ООО "Муромдевелопмент" и МУП округа Муром "Горэлектросеть" заключили договор N 60 (с учетом протокола разногласий) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация (МУП округа Муром "Горэлектросеть") принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение), вводное распределительное устройств двухсекционного 9-ти этажного жилого дома и торгово-офисного центра, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 400,0 кВт;
- категория надежности - II;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
В силу пункта 2 указанного договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения двухсекционного жилого дома и торгово-офисного центра, расположенных на земельных участках по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Мечникова, д. 28.
Согласно пункту 3 вышеназванного договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее - Технические условия) и располагается на расстоянии "0" метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 4 договора).
Согласно пункту 10 Технических условий от 14.06.2012 N 61, являющихся приложением к договора от 15.06.2012 N 60 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в целях электроснабжения двухсекционного жилого дома и торгово-офисного центра, находящихся на земельном участке по адресу: Владимирская область, г.Муром, ул.Мечникова, д.28, сетевая организация осуществляет:
- выполнение проекта организацией, имеющей соответствующее свидетельство;
- строительство трансформаторной подстанции N 27 (ТП 27 новая) по типовому проекту К-42-630 М4 с установкой 2-х силовых трансформаторов, мощностью по 630 кВа каждый;
- строительство сооружения кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ по адресу: Владимирская область, г. Муром, от РУ6 кВ ТП 106 по ул. Мечникова до РУ6 кВ ТП 27 (новая), марка кабеля АСБЗх120;
- строительство сооружения кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ по адресу: Владимирская область, г. Муром, от РУ6 кВ ТП 114 по ул. Красногвардейской до РУ6 кВ ТП 27 (новая), марка кабеля АСБ 3x120;
- в РУ6 кВ ТП1 14 по ул. Красногвардейской для подключения кабельной линии ТП 114 - ТП 27(новая) установить ячейку, выполнить монтаж ошиновки.
- на границе балансовой принадлежности в РУ0.4В ТП 27 (новая) на отходящих кабельных линиях 0,4кВ установить расчетные приборы учета потребления электроэнергии, адаптированные к АСКУЭ (класс точности 1.0).
Для осуществления технологического присоединения объектов ООО "Муромдевелопмент" сетевой организации необходимо выполнить следующий объем работ:
1. построить кабельную линию 6,0кВ от ТП 106 до ТП 27 (новая), что включает в себя:
- прокладку кабеля марки АСБЗх120мм.кв. - 6кВ в траншее - 220-м;
- то же, в а/ц трубе с1=100 мм -30-м;
- устройство закрытого перехода методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) через ул. Свердлова - 20-м (общая длина кабеля = 270-м)
2. построить кабельную линию б,0кВ от ТП 114 до ТП 27 (новая), что включает в себя:
- прокладку кабеля марки АСБЗх120мм.кв. - 6кВ в траншее - 665-м;
- то же, в а/ц трубе d =100 мм - 75-м;
- устройство закрытого перехода методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) через ул. Октябрьская - 20-м;
- устройство закрытого перехода методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) через ул. Лакина - 20-м;
- устройство закрытого перехода методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) через ул. Комсомольская - 20-м;
- устройство закрытого перехода методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ ) через ул. Свердлова - 20-м (общая длина кабеля - 820-м);
3. дооборудовать существующую ТП 114 (РУбкВ):
- установить ячейки (камеры сборной) КСО2-(298)-9-400 - 1 шт.;
- построить трансформаторную подстанцию N 27 (ТП 27) по типовому проекту;
- установить: в РУ6кВ - ячейки КСОЗбб-ОЗН-400 - 2 шт., ячейки КСОЗб6-04Н-400-2шт, в РУ0,4кВ - ячейки ЩО70-1-03 - 4 шт., ячейки ЩО70-1-44 - 2 шт., ячейки ЩО70-1-71 - 1 шт.;
- установить два трансформатора мощностью б30кВа. (основание: предпроектное предложение Э-114-11 ООО "Энергостройпроект").
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.05.2013 N 551-тп "Об урегулировании спора, связанного с установлением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть", изданным по результатам рассмотрения заявления Общества, установлено, что закрепленная в Технических условиях необходимость строительства двух- трансформаторной подстанции 2х630 кВа указывает на ограничение максимальной мощности в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение, в связи с чем МУП округа Муром "Горэлектросеть" предписано предоставить в Департамент соответствующие документы и сведения, предусмотренные пунктом 30.1 Правил от 27.12.2004 N 861, для расчета (установления) платы за технологическое присоединение объекта Общества к электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть" по индивидуальному проекту.
В дальнейшем размер этой платы была установлен оспариваемым постановлением Департамента.
Из пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике следует, что плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме этого, в силу пункта 17 Правил N 861 полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно Положению о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, утвержденному постановлением Губернатора области от 17.12.2005 N 766, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на территории Владимирской области является Департамент.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией -согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
При этом затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Следует отметить, что с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, законом предусмотрено два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры - нет.
Таким образом, для определения правомерности включения в состав платы за технологическое присоединение конкретных расходов, необходимо установить, относятся ли они к расходам на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (включаемые в состав платы за технологическое присоединение), либо они относятся к расходам на усиление уже существующей электрической сети (не включаемые в состав платы за технологическое присоединение).
При этом исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).
Когда мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем. При этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В остальных же случаях, если эти расходы относятся к строительству и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, оплата технологического присоединения возлагается на заявителя в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Суд первой инстанции установил, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть" по индивидуальному проекту объектов Общества установлена оспариваемым постановлением в размере 4 784 765 руб. 57 коп. (без учета НДС) согласно приложению к постановлению.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании Методических указаний.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, а также основные положения по расчету размера данной платы определяются Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания).
На основании пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов энергетики включаются в состав платы за технологическое единение. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое единение, определяется Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний в состав необходимой валовой выручки включаются расходы на выполнение мероприятий, поименованных в пунктах "а", "г" - "е" Методических указаний, и расходы по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 16 Методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия "последней мили"). Расходы на мероприятия "последней мили" определяются в соответствии с главой V Методических указаний.
На основании пункта 13 Методических указаний при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту регулирующий орган в указанную плату включает стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением "б" и "в") Методических указаний, и стоимость конкретных мероприятий из приложения N 1 главы V Методических указаний заявителя в зависимости от способа его технологического присоединения к электрическим сетям, определенного техническими условиями.
Так, приложение N 1 Методических указаний регламентирует состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения, относя к данным расходам, в том числе, строительство воздушных и (или) кабельных линий, комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных станций подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в случае обеспечения заявителя уровнем напряжения, равным указанному в заявке, а также необходимости обеспечения нескольких точек присоединения.
В соответствии с положениями Закона об электроэнергетике, постановления Правительства Российской Федерации 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и лицам, к электрическим сетям", Методическими указаниями, а также обращением МУП округа Муром "Горэлектросеть" от 16.07.2013 N 1326/4 уполномоченный Департаментом эксперт выполнил расчеты индивидуальной платы за технологическое единение к электрическим сетям энергопринимающих устройств ООО "Муромдеведопмент" (двухсекционный жилой дом и торгово-офисный центр, расположенные по адресу: г. Муром, ул. Мечникова, д. 28).
На основании Технических условий от 14.06.2012 N 61, являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения от 15.06.2012 N 60, со стороны сетевой организации МУП округа Муром "Горэлектросеть" в целях технологического присоединения заявленного объекта Общества необходимо осуществить работы, в том числе, по строительству ТП 27 по типовому проекту К-42-М4 с установкой 2-х силовых трансформаторов мощностью по 630 кВА каждый, сооружений кабельных линий электропередачи напряжением 6 кВ по ул. Мечникова и ул. Красногвардейская до ТП 27.
Из представленных в материалы дела доказательств следует и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что двухсекционный 9-ти этажный жилой дом и торгово-офисный центр Общества подлежит присоединению, то есть он является присоединяемым объектом электроэнергетики, а две трансформаторные подстанции ТП 114 и ТП 106 - существующими объектами электросетевого хозяйства МУП округа Муром "Горэлектросеть".
Таким образом, строительство новой ТП 27, расположенной между присоединяемым объектом и существующими, с установкой 2-х силовых трансформаторов по 630 кВА каждый, а также сооружений кабельных линий электропередачи напряжением 6 кВ по адресам ул. Мечникова и ул. Красногвардейская до ТП 27, является расходами на выполнение мероприятий "последней мили", поскольку планируемое строительство перечисленных объектов будет осуществлено строго между существующими объектами электросетевого хозяйства ТП 114 и ТП 106 и присоединяемым 9-тиэтажным домом ООО "Муромдевелопмент".
Из содержащихся в материалах дела доказательств следует, что кабельная линия 6 кВ от ТП 106 до ТП 27 обеспечит связь между существующим объектом сетевой организации (ТП 106) и энергопринимающим устройством заявителя (ВРУ 2-х секционного 9-ти этажного жилого дома и торгово-офисного центра) и создаст возможность для снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств по третьей категории надежности.
Строительство кабельной линии 6 кВ от ТП 114 до ТП 27 обеспечит связь между существующим объектом сетевой организации (ТП 114) и энергопринимающим устройством заявителя (ВРУ 2-х секционного 9-ти этажного жилого дома и торгово-офисного центра) и создаст возможность для снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств по второй категории надежности.
Таким образом, строительство двух кабельных линий необходимо для создания связи между объектом сетевой организации и энергопринимающим устройством заявителя и для обеспечения указанной заявителем в заявке категории надежности электроснабжения.
Строительство ТП 27 необходимо для обеспечения заявителя уровнем напряжения, указанным в заявке.
Общество указало в заявке уровень напряжения 0,4 кВ.
В электрических сетях МУП округа Муром "Горэлектросеть" электрическая энергия передается с уровнем напряжения 6 кВ. Для понижения уровня напряжения с целью обеспечения заявителя уровнем напряжения указанным в заявке будет использована ТП 27.
Следовательно, электроснабжение Общества без строительства ТП 27 возможно, но уровень напряжения будет отличен от указанного в заявке.
Данные обстоятельства Общество не оспорило.
Кроме того в ходе рассмотрения дела установлено, что выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 10 Технических условий от 14.06.2012 N 61, не предусмотрено инвестиционной программой МУП округа Муром "Горэлектросеть" на текущий и последующие периоды регулирования (2013 - 2014 годы), что подтверждено также экспертным заключением Департамента.
При этом свое утверждение о том, что указанные мероприятия обозначены в качестве расходов на инвестиции и инвестиционная составляющая, Общество документально не подтвердило.
Указание в расчете платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств МУП "Горэлектросеть" для ООО "Муромдевелопмент" расходов на строительство ТП 27 в качестве расходов на инвестиции под новое строительство не означает автоматическое включение их в инвестиционную программу; доказательств вложения денежных средств или иного имущества в деятельность сетевой организации по строительству спорных объектов в материалы дела не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства включения спорных расходов в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оплачиваемого потребителями; включение данных расходов в тариф Департаментом не подтверждено.
Выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством ТП 27 и двух кабельных линий, осуществляется исключительно в интересах заявителя и по его заявке. При этом данные мероприятия не предполагают какую-либо реконструкцию, дооборудование или модернизацию существующих объектов электросетевого хозяйства (ТП 106 и ТП 114).
Следовательно, рассматриваемые мероприятия не могут быть отнесены к мероприятиям по усилению уже существующей электрической сети, поскольку направлены на строительство новых объектов электросетевого хозяйства в рамках "последней мили".
Ссылка Общества на приказ Федеральной службы по тарифам от 15.05.2013 N 551-тп, согласно которому для технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть" необходимо строительство двухтрансформаторной подстанции 2*630 кВа, что указывает на ограничение максимальной мощности в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести подключение, что, по мнению Общества, свидетельствует о необходимости усиления существующей инфраструктуры вследствие отсутствия технической возможности для подключения энергопринимающих объектов заявителя, правомерно признана необоснованной.
Данный акт указывает лишь на необходимость осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту в соответствии с требованиями пункта 30 Правил N 861.
При этом в приказе Федеральной службы по тарифам от 15.05.2013 N 551-тп имеются ввиду существующие объекты электросетевого хозяйства, мероприятия по дооборудованию которых в состав платы за технологическое присоединение оспариваемым постановлением не включены. Работы, связанные с существующими объектами ТП 106 и ТП 114, будут произведены за счет сетевой организации, в том числе мероприятия, связанные с установкой ячеек в РУ 6 кВ и монтаж ошиновки в ТП-114.
Арбитражный суд Владимирской области верно указал, что организацией, полномочной принимать решение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения, в соответствии с пунктом 31 Правил N 861 является орган федерального государственного энергетического надзора, к компетенции которого отнесено осуществление государственного энергетического надзора.
Строительство объектов (ТП 27 и двух кабельных линий электропередачи напряжением 6кВ каждая), указанных в Технических условиях от 14.06.2012 N 61, не повлечет развития пропускной способности сетей сетевой организации Горэлектросеть, что подтверждается также письмом вышестоящей сетевой организации ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 06.03.2014 N 08-24/1010.
В соответствии с постановлением Департамента от 19.08.2013 N 18/8 в состав платы за технологическое присоединение включены лишь расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (мероприятия последней мили).
Мероприятия, направленные на устранение ограничений максимальной мощности в существующих объектах МУП округа Муром "Горэлектросеть", а также объектах, строительство которых предусмотрено инвестиционной программой сетевой организации, в состав платы не включены.
Утверждение Общества о том, что точка присоединения указана в РУ 0,4 кВ ТП-27, следовательно, выполнение иных мероприятий не может являться мероприятиями "последней мили", правомерно признано несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункту 25.1 указанных Правил, точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Таким образом, точка поставки не связана с отнесением мероприятий к мероприятиям по развитию сетей, либо к мероприятиям "последней мили", она указывает лишь на разграничение ответственности сторон в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.
Строительство кабельных линий 6 кВ от ТП-106 до ТП-27 и от ТП-114 до ТП 27, а также ТП 27 не создаст связи между существующими либо включенными в инвестиционную программу сетевой организации объектами, что подтверждается Техническими условиями от 14.06.2012 N 61, в соответствии с которыми не подлежит установке оборудование, которое обеспечило бы переток электрической энергии через ТП 27 из одной кабельной линии в другую.
Довод Общества о том, что регулирующий орган включил в состав платы за технологическое присоединение строительство ТП 27 в нарушение Приложения N 1 к Методическим указаниям, является ошибочным.
В соответствии с вышеуказанным Приложением в состав платы могут быть включены расходы по строительству как комплектных трансформаторных подстанций (КТП), так и распределительных трансформаторных подстанций (РТП).
РТП должна соответствовать пунктам 4.2.4, 4.2.6 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N 242 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок".
В соответствии с пунктом 4.2.4 распределительное устройство (РУ) -электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.
Согласно пункту 4.2.6 трансформаторная подстанция представляет собой электроустановку, предназначенную для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В связи с тем, что ТП 27 будет использована для приема, преобразования и распределения энергии и состоять из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений, содержать коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, а также содержать устройства защиты и измерений, она по своей сущности является распределительной трансформаторной подстанцией.
Довод Общества о возможности присоединения новых потребителей к новым объектам электросетевого хозяйства вследствие наличия в точке присоединения заявителя (ТП 27) свободной мощности, носит предположительный характер, поскольку, действительно, о наличии свободной мощности указано в протоколе согласительного совещания комиссии Федеральной службы по тарифам по рассмотрению заявления ООО "Муромдевелопмент" от 29.01.2013 N 6 об урегулировании спора, связанного с установлением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть" от 13.05.2012 N ЕП-43.
При этом данное указание говорит лишь о возможности использования свободной мощности для присоединения в дальнейшем новых потребителей, об осуществление которого в будущем можно только предполагать.
В настоящее время выполнение мероприятий по строительству двухтрансформаторной подстанции 2х630 кВа и сооружений кабельных линий осуществляется исключительно для присоединения единственного потребителя - ООО "Муромдевелопмент".
То обстоятельство, что при установке и введении в эксплуатацию ТП 27 будет осуществлено высвобождение части мощности, не является критерием определения спорных расходов как расходов, направленных на развитие существующей инфраструктуры, и не исключает основания необходимости включения их в плату за технологическое присоединение.
Включение в состав платы за технологическое присоединение объекта ООО "Муромдевелопмент" к электрическим сетям МУП округа Муром "Горэлектросеть" разработку сетевой организацией проектной документации по строительству "последней мили" соответствует нормам действующего законодательства, в том числе пункту 12 Методических указаний.
Строительство объектов электросетевого хозяйства в рамках мероприятий "последней мили" неразрывно связано с подготовкой такой документации, следовательно, расходы по разработке данной документации являются неотъемлемой часть расходов на строительство.
Доводы ООО "Муромдевелопмент" правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащими материалам дела.
При изложенных обстоятельствах, Арбитражный суд Владимирской области пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент цен и тарифов, как уполномоченное лицо, располагал правовыми основаниями для издания постановления от 19.08.2013 N 18/8, которое соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал ООО "Муромдевелопмент" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Всем доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает суд апелляционной инстанции.
Приведенные ООО "Муромдевелопмент" в апелляционной жалобе доводы признаются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2014 по делу N А11-8660/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2014 по делу N А11-8660/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муромдевелопмент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.