г. Самара |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А55-28702/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Субочевой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области - представитель Дейер Н.В. по доверенности N 3-119/188 от 21.11.2013,
от истца ИП Катина А.Л. - представитель Дмитриев С.Д. по доверенности от 13.08.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2014 года по делу N А55-28702/2013 (судья Разумов Ю.М.),
по иску индивидуального предпринимателя Катина Александра Леонидовича, г. Самара, (ОГРНИП 304631630100092; ИНН 631601377760),
к Министерству строительства Самарской области г. Самара, (ОГРН 1056315900134; ИНН 6315800869),
о взыскании 3 720 461 руб. 97 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Катин Александр Леонидович (далее- Истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству строительства Самарской области (далее- Ответчик) о взыскании 2 573 355 руб. 74 коп., в том числе: 2 217 992 руб. 86 коп. неосновательного обогащения, сложившегося в результате излишне уплаченной арендной платы за период с декабря 2010 года по декабрь 2012 года, 355 362 руб. 88 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Определением суда от 29.01.2014 принято увеличение исковых требований до 3 721 677 руб. 33 коп., в том числе: 3 313 172 руб. 84 коп. неосновательного обогащения за период с декабря 2010 года по декабрь 2013 года, 408 504 руб. 49 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2011 по 01.11.2013.
До принятия судом решения истец в судебном заседании заявил об уменьшении исковых требований до 3 720 461 руб. 97 коп. за счет уменьшения размера процентов за пользование чужими денежными средствами до 407 289 руб. 13 коп., оставив период начисления без изменения, а также оставил без изменения сумму неосновательного обогащения. Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принимает уменьшение исковых требований до 3 720 461 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2014 года по делу N А55-28702/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерства строительства Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением апелляционного суда от 19.08.2014 г. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена судьи Пышкиной Н.Ю. на судью Николаеву С.Ю. в связи с отпуском. После замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Министерства строительства Самарской области апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ИП Катина А.Л. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между ИП Катиным Александром Леонидовичем (арендатор) и Министерством строительства Самарской области (арендодатель) 10 мая 2007 года был заключен договор аренды земельного участка N 99 (далее - договор аренды N 99), в соответствии с п. 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:00 00 000:0630, находящийся по адресу: Первая линия Студеного оврага в Кировском районе города Самары, площадью 15354,50 кв.м
Согласно п. 1.2 договора аренды N 99, участок предоставляется для строительства некапитальных строений.
Согласно п. 3.1 договора аренды N 99, условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 16 июня 2006 года. В соответствии с п. 3.2 договора аренды N 99 срок действия договора истекает 16 июня 2009 года.
Согласно ст. ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды N 99 был зарегистрирован 22.06.2007 г.
В соответствии с п. 6.1 договора аренды N 99, Арендатор обязан своевременно и полностью выплачивать Арендодателю арендную плату в размере и в порядке, определенными Договором и дополнительными соглашениями к нему.
Согласно п. 4.4 договора аренды N 99, арендатор перечисляет арендую плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
09 июля 2009 года между ИП Катиным А.Л. и Министерством было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды N 99 (зарегистрировано 12.08.2009 г.), согласно которому внесены изменения в п. 3.2 договора аренды N 99, из которого следует, что срок действия договора истекает 16 июня 2014 года. Кроме того, внесены изменения в части размера арендной платы.
Приложением N 1 к указанному дополнительному соглашению установлен расчет арендной платы за земельный участок, основанный на нормах постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308. Исходя из указанного расчета, установлено следующее распределение арендной платы по срокам уплаты: 82146,70 руб. в месяц - за период с октября по декабрь 2010 года, 89734,55 руб. в месяц - за период с января по декабрь 2011 год.
02 декабря 2011 года между ИП Катиным А.Л. и Министерством было заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды N 99 (зарегистрировано 30.07.2012 г.), в соответствии с которым изменен размер арендной платы.
Приложением N 1 к указанному дополнительному соглашению установлен расчет арендной платы за земельный участок, основанный на нормах постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308. Исходя из указанного расчета, установлено следующее распределение арендной платы по срокам уплаты: 82146,70 руб. в месяц - за период с октября по декабрь 2010 года, 89734,55 руб. в месяц - за период с января по июнь 2011 года, 94092,17 руб. в месяц -за период с июля по декабрь 2011 года, 101622,71 руб. в месяц - за период с января по декабрь 2012 года, 109628,87 руб. в месяц - на 2013 год.
Расчет арендной платы произведен исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, по формуле: А= Скад х Ки х Ка х Кс.
Согласно п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, утвердившим "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" и "Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (вступило в силу 4 августа 2009 года) (далее - Постановление N 582), которое вступило в действие с 4 августа 2009 года, установлен порядок по расчету и оплате арендной платы за пользование землей.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительством Российской Федерации определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, должны соответствовать указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Установление после введения в действие Постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности субъектов Российской Федерации из земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлены пунктом 3 правил и предусматривают, наряду с иными обстоятельствами, определение размера арендной платы в виде 2% от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В рассматриваемом случае земельный участок предоставлялся Министерством строительства Самарской области для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом как указал истец, он оплачивал арендную плату в размерах, существенно превышающих указанные суммы, в связи с чем, по его мнению, ответчик - арендодатель неосновательно обогатился за счет истца в размере разницы между уплаченной арендной платой и суммой, которая должна была быть оплачена в соответствии с Постановлением N 582. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования со ссылками на нормы статей 1102, 1103, 1107, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации согласился с расчетом истца исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0630 фактически расположен в двух кадастровых кварталах: 02 02 002 (Скад=515,64 руб.) и 02 03 001 (Скад=515,83 руб.)
Между тем абз.2 подп. "д" п.3 Правил определения арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная плата ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровой справки от 18.07.2014 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0630 равна 9512266.30 руб.
Таким образом учитывая данный размер кадастровой стоимости земельного участка истец в дополнении к отзыву от 13.08.2014 г. обоснованно произвел расчет неосновательного обогащения соответственно произведя вычет из оплаченной арендной платы арендную плату подлежащую оплате истцу - (3929433.58 - 652643.07= 3276790.51) руб.
Кроме того, в данном отзыве истец обоснованно и правомерно произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, что составило 375293.34 руб.
Довод заявителя жалобы о незаконности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку истец не обращался в министерство о необходимости возврата неосновательного обогащения, также считается несостоятельным, так как арендная плата за публичные земли является регулируемой ценой, установление в договоре её размера выше по сравнению в размером, определяемым согласно положений постановления N 582, является неправомерным со стороны арендодателя, который должен был знать и знал о положениях законодательства при определении размера арендной платы и её получении от истца как арендатора, поэтому неосновательное обогащение на стороне арендодателя возникает с момента перечисления денежных средств истцом со своего счета в учреждении банка и соответственно проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению с момента получения неосновательного обогащения, то есть в с момента перечисления арендной платы в излишнем размере (п.2 ст.1107 ГК РФ).
С учетом изложенного, апелляционный суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в размере 3 652 083 руб. 85 коп., в том числе: 3 276 790 руб. 51 коп. неосновательного обогащения, 375 293 руб. 34 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствую фактическим обстоятельствам дела, и в силу п.3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Самарской области от 14 марта 2014 года по делу N А55-28702/2013 подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении иска.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2014 года по делу N А55-28702/2013 изменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1056315900134; ИНН 6315800869), в пользу индивидуального предпринимателя Катина Александра Леонидовича, г. Самара, (ОГРНИП 304631630100092; ИНН 631601377760), 3 652 083 руб. 85 коп., в том числе: 3 276 790 руб. 51 коп. неосновательного обогащения, 375 293 руб. 34 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по госпошлине 39 674 руб. 14 коп.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28702/2013
Истец: ИП Катин Александр Леонидович
Ответчик: Министерство строительства Самарской области