г. Пермь |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А60-3562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.
судей Романова В.А., Чепурченко О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габдрахмановой И.М.
при участии:
от лиц, участвующих в деле: не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2014 года
по делу N А60-3562/2014,
принятое судьей Яговкиной Е.Н.,
по иску Областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
к индивидуальному предпринимателю Гришанову Сергею Юрьевичу
о взыскании 4 795 руб. 00 коп.,
установил:
Истец, Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика, ИП Гришанова С.Ю., 4 795 руб. 00 коп. в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы истец указывает, что Постановление администрации Костромской области от 28.02.2011 г. N 45-а "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области" в данном случае неприменимо, истец не указывал на его нарушение в исковом заявлении. Ответчик допустил нарушение, выразившееся в превышении допустимой нагрузки на вторую ось на 280 кг., предусмотренное Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте РФ 8 августа 1996 года, N 1146). Данное нарушение отражено в акте проверки N Ш 145 от 20.02.2011 г., никаких возражений относительно исковых требований от ответчика по настоящему гражданскому делу не поступало.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 20.02.2011 г. при осуществлении весового контроля на автомобильной дороге "Урень-Шарья-Никольск-Котлас" (107 км.) Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области выявлены нарушения требований п. 2 Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортном по дорогам РФ.
Данные нарушения выразились в превышении установленных предельных значений осевых нагрузок АТС и были допущены автотранспортом (VOLVO F12, государственный регистрационный номер Р062РЕ96, с прицепом (полуприцепом) КРОН-SDP-24, государственный регистрационный номер АР003066), принадлежащим ответчику - ИП Гришанову С. Ю., что подтверждается представленным в материалы дела актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 20.02.2011 г. N Ш 145.
Истцом представлен расчет платы за провоз тяжеловесного груза в размере 4 695 руб. 00 коп. согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 20.02.2011 г. N Ш 145, которую истец просит взыскать с ответчика.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств противоправности действий ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими убытками, истцом в материалы дела не представлено, с учетом того, что на момент составления акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 20.02.2011 г. N Ш 145 временное ограничение движения транспортных средств введено не было, у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчика ответственности за возмещения ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля. Администрацией Костромской области в целях реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации принято Постановление от 27.02.2007 N 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области" (далее - Постановление N 30-а), которым утверждены Положение о порядке осуществления весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, а также допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области, временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области и порядок расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области.
Приложением N 3 к Постановлению N 30-а установлены допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автодорогах Костромской области в период снижения прочности дорожных одежд.
Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 г. N 45-а введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области (л.д. 61-66).
20.02.2011 Гришанов С.Ю., управляя транспортным средством VOLVO F12, государственный регистрационный номер Р062РЕ96, с прицепом (полуприцепом) КРОН-SDP-24, государственный регистрационный номер АР003066, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автодорогам Костромской области по маршруту движения граница г. Мантурово Кировской области - Кострома 377 км с превышением предельно допустимой осевой нагрузки на вторую ось 0, 28 тонн.
Распоряжением Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 09.07.2008 N 27 утвержден Сводный перечень автомобильных дорог общего пользования Костромской области межмуниципального и регионального значения, который включает в себя, в том числе автомобильные дороги, по которым проходил маршрут ответчика.
Расчет по акту N Ш 145 от 20.02.2011 произведен по маршруту движения "граница Кировской области г. Мантурово - Кострома" на расстояние 377 км и составил 4 795 руб. (л.д. - 30).
Инспекцией государственного административно-технического надзора Костромской области в адрес ИП Гришанова с.Ю. направлена претензия N 2149 от 19.08.2011 о возмещении вреда, нанесенного дорогам Костромской области и сооружениям на них при перевозке тяжеловесных грузов в размере 4 795 руб. (л.д. - 36).
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 28.11.2011) (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
По пункту 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2.1. указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 149 утвержден Порядок временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения".
Пунктом 2 данного Порядка установлена процедура введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 5.2 Порядка акт о ведении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 16 Порядка временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период - в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
Согласно пункту 21 Порядка продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней. Срок ограничения продлевается в случае неблагоприятных природно-климатических условий, но не более чем на 10 дней, с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения.
Данный порядок действовал до 05.01.2012.
Администрация Костромской области Постановлением от 28.02.2011 г. N 45-а "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области" ввела временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Костромской области с 05.04.2011 г. по 04.05.2011 г.
Согласно статье 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо наличие ряда фактов, а именно: факта неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вины причинителя вреда, наличия и размера ущерба.
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
16.11.2009 Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей в периоде составления акта), определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности согласно пункту 1 названной статьи в ведении Российской Федерации находятся: формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения; установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения; установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения; координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 указанного Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу статьи 14 Федерального закона N 196-ФЗ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период составления акта) к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 данного Федерального закона установлено, что временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законодательством, к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не относилось установление продолжительности временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в весенний период, иного, чем предусмотренного федеральными органами исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и заявителем апелляционной жалобы не опровергается, что установленное Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 г. N 45-а временного ограничения движения с 05.04.2011 г. по 04.05.2011 г. на момент составления акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 20.02.2011 г. N Ш 145, введено не было.
В связи с этим, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действиями истца по доначислению взыскиваемых по настоящему делу сумм возлагаются дополнительные обязанности и устанавливаются дополнительные ограничения по сравнению с действовавшим на тот момент законодательством.
Постановлением Администрации Костромской области от 27 августа 2010 г. N 301-а, на которое имеется ссылка в исковом заявлении, определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушения со стороны ответчика, связанного с ограничением по передвижению по автомобильным дорогам Костромской области на момент передвижения автомобиля общества по дорогам Костромской области 20.02.2011 и проведения проверки нагрузки на ось, не имело места в связи с тем, что указанные ограничения не действовали.
Доводы заявителя жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводов суда, доказательств наличия оснований для ограничения движения указанных транспортных средств 20.02.2011 и возможности причинения ущерба, истцом в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что при доначислении сумм ущерба он руководствовался положениями Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте РФ 8 августа 1996 года, N 1146), исследована и отклонена, поскольку данный довод не опровергает выводов суда первой инстанции об отсутствии ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области на момент передвижения по ним транспортного средства ответчика и составления акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем не подлежащим отмене по приведенным в жалобе доводам.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу N А60-3562/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
В.А. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3562/2014
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
Ответчик: ИП Гришанов Сергей Юрьевич