город Москва |
|
25 августа 2014 г. |
дело N А40-42610/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦБ РФ в лице Главного управления Банка России по ЦФО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014
по делу N А40-42610/14, принятое судьей Головачевой Ю.Л.
по заявлению ЗАО имени Тельмана (397944, Воронежская область, с. Аношкино, Лисинский район, улица Центральная, дом 60)
к ЦБ РФ в лице Главного управления Банка России по ЦФО (115035, Москва, улица Балчуг, дом 2)
о признании недействительным приказа;
при участии:
от заявителя: |
Кантогина М.Л. по доверенности от 11.08.2014; |
от заинтересованного лица: |
Салихова Н.Б. по доверенности N 77 А Б 1931815 от 11.03.2014; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 признан незаконным и отменен приказ от 02.12.2013 N 50-1-13-521/пз-н об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ЗАО имени Тельмана и на Главное управление Центрального банка Российской Федерации по ЦФО возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации выпуска и отчета акций при устранении ЗАО имени Тельмана технических ошибок, указанных в оспариваемом приказе.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители управления и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.09.2013 ЗАО имени Тельмана обратилось в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 400.000 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая, на основании решения о преобразовании колхоза имени Тельмана, принятого внеочередным общим собранием членов колхоза имени Тельмана 01.11.2012, протокол N 3 от 01.11.2012.
Приказом Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе от 02.12.2013 N 50-1-13-521/пз-н обществу отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, по мотиву того, что обществом нарушены требования п. 8 ст. 41 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (действовавшие до 11.11.2013).
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя, который без законных на то оснований лишен возможности получить решение о регистрации выпуска акций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, а также регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными актами Банка России.
При этом, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о пенных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям, внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций ЗАО имени Тельмана согласно уведомления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе от 03.12.2013 N 50-1-13-ВК-05/13087 явилось нарушение требования п. 8 ст. 41 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", устанавливающего порядок принятия решения о преобразовании производственного кооператива.
Регистрирующий орган указывает на то, что на внеочередном общем собрании при принятии решения о реорганизации отсутствовал представитель ревизионного союза, и заключение ревизионного союза на обоснование целесообразности реорганизации содержит отрицательное мнение.
Однако, при принятии оспариваемого решения регистрирующим органом не учтено, что ст. 30.1 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено право члена кооператива или ассоциированного члена кооператива обжаловать в суд решение общего собрания членов кооператива, принятое с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава кооператива и нарушающее права и (или) законные интересы члена кооператива.
С учетом обстоятельств дела следует, что суд вправе оставить в силе обжалуемое решение органа управления кооперативом, если допущенные нарушения не являются существенными и такое решение не повлекло за собой причинение убытков кооперативу или члену кооператива, ассоциированному члену кооператива, обратившимся с иском о признании решения органа управления кооперативом недействительным, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них.
Заявление члена кооператива или ассоциированного члена кооператива о признании решения общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом недействительными может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда член кооператива или ассоциированный член кооператива узнал или. должен был узнать о принятом решении, но в любом случае не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия такого решения. Предусмотренный настоящим пунктом срок обжалования решений общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если член кооператива или ассоциированный член кооператива не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.
Нарушения настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, допущенные при созыве общего собрания членов кооператива, оцениваются судом при рассмотрении иска о признании соответствующего решения общего собрания членов кооператива недействительным.
С учетом изложенного, вопрос о соблюдении порядка принятия решения общего собрания членов кооператива и о признании решения недействительным отнесен законодателем к исключительной компетенции суда, а не исполнительного органа, которым является Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, как нарушение требований закона при преобразовании юридического лица.
По смыслу ст. 21 указанного Закона основания для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных бумаг должны быть связаны с нарушением законодательства о ценных бумагах.
Также основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций ЗАО имени Тельмана согласно уведомления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе от 03.12.2013 N 50-1-13-ВК-05/13087 явилось нарушение требования п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.01.2007 N 07-4/пз-н, поскольку решение о выпуске ценных бумаг, равно как и анкета эмитента заполнена некорректно.
Вместе с тем, регистрирующим органом не учтено, что в соответствии с п. 2.5.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы, по финансовым рынкам от 04.07.2013 N 13-55/пз-н в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия состава сведений, содержащихся в указанных документах, требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", настоящих Стандартов, нормативных правовых актов регистрирующего органа, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения сведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, или признаков нарушений регистрирующим органом осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного подп. 1 и 2 п. 2.5.8 настоящих Стандартов, приостанавливается на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. Регистрирующий орган запрашивает документы, представление которых требуется для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Технические ошибки, допущенные заявителем в решении о выпуске ценных бумаг, а также в анкете эмитента носят устранимый характер и могут быть устранены в ходе рассмотрения документов, однако Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе не предоставлена обществу возможность для устранения допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах, выводы управления, содержащиеся в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации выпуска акций ЗАО имени Тельмана, не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций общества.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-42610/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42610/2014
Истец: ЗАО "имени Тельмана"
Ответчик: ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по ЦФО, Центральный Банк РФ Главное упраление Центрального Банка РФ по ЦФО