г. Владивосток |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А51-14253/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хасанской таможни,
апелляционное производство N 05АП-11118/2014
на определение от 25.07.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-14253/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Хасанской таможни (ИНН 2531005522, ОГРН 1022501193945, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2002)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005)
о признании незаконным предписания в части,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: представитель Деревяшкина Н.В. по доверенности от 21.04.2014, сроком на один год, паспорт;
от Хасанской таможни: представитель Шеремет А.Ю. по доверенности от 08.08.2013 N 05-17/414, сроком до 31.12.2014, удостоверение ГС N 039456.
УСТАНОВИЛ:
Хасанская таможня (далее - таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - Управление, административный орган) N 65 от 14.02.2014 в части требования по организации и проведению посредством лабораторно-инструментальных измерений производственного контроля за вредными производственными факторами на рабочих местах сотрудников отделов и отделений, в том числе, где эксплуатируются ПЭВМ (с учётом уточнения заявленных требований).
Определением от 25.07.2014 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Таможня, не согласившись с указанным судебным актом, полагая его принятым с неправильным применением закона, обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что предписание административного органа в оспариваемой части возлагает на таможню дополнительные расходы, подлежащие финансированию из государственного бюджета, а неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для таможенного органа последствия в виде штрафных санкций. Считает, что экономической составляющей в рассматриваемом случае является деятельность таможни по проведению таможенного контроля, содействию развитию внешней торговли Российской Федерации, взиманию таможенных пошлин, осуществлению контроля за валютными операциями и пр. Полагает, что в данном споре таможня выступает не в качестве работодателя, а в качестве государственного органа, наделённого федеральным законом отдельными государственными полномочиями, ввиду чего затрагивающее права и интересы таможни предписание подлежит оспариванию в порядке статьи 198 АПК РФ.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании распоряжения руководителя Управления N 65 от 17.01.2014 в отношении таможни проведена внеплановая документарная проверка по контролю за исполнением ранее выданного предписания N 2617 от 14.01.2013, со сроком исполнения до 14.01.2014.
Письмом N 08-11/241 от 14.01.2014 таможенным органом представлена информация о выполнении предписания N 2617 от 14.01.2013.
Поскольку предоставленные таможенным органом сведения не позволили оценить исполнение предписания, Управлением в соответствии с требованием статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес таможни направлен запрос N 653 от 21.01.2014.
По результатам проведения проверки установлено частичное исполнение ранее выданного предписания N 2617 от 14.01.2013 (акт проверки N 65 от 14.02.2014), по результатам данной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2014 о привлечении таможни к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Также Управлением выдано предписание об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений N 65 от 10.02.2014, со сроком исполнения до 10.02.2015.
Не согласившись с указанным предписанием в части требования по организации и проведению посредством лабораторно-инструментальных измерений производственного контроля, таможенный орган обратился в арбитражный суд, который определением от 25.07.2014 прекратил производство по делу.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Давая оценку требованиям таможни, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что правоотношения, по поводу которых возник спор, являются трудовыми и не связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью таможни, а следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Судебная коллегия считает названный вывод суда первой инстанции обоснованным исходя из следующего.
Правовые основы производственного контроля установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), статьёй 11 которого предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 27 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. При этом критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Из материалов дела усматривается, что Управление в ходе проверки обнаружило нарушения в области безопасности труда, что следует из содержания предписания от 14.02.2014, которым таможне предписано провести мероприятия производственного контроля в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" и требованиями СанПиН 2.6.1.2369-08 "гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, введённые в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ (пункт 1.3), устанавливают требования к рабочим местам с использованием ПЭВМ (пункт 1.9).
Статьёй 11 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
СанПиН 2.6.1.2369-08 "гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками", введённые в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2008 N 37, регламентируют требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками (пункт 1.1.1).
В соответствии со статьёй 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, на осуществление данного вида надзора уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы.
Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (пункт 12 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре).
На основании изложенного судебная коллегия установила, что спор между Управлением и таможней возник из отношений по обеспечению таможней как работодателем надлежащих условий охраны труда работников Хасанской таможни.
В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ).
Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из совокупности вышеперечисленных норм права следует, что спор, вытекающий из отношений по обеспечению условий труда работников, не относится к экономическим спорам, подлежащим рассмотрению арбитражным судом. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
С учётом названных норм права коллегия обоснованным прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы апеллянта явились предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 272 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить определение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2014 по делу N А51-14253/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14253/2014
Истец: Хасанская таможня
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю