г. Вологда |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А05-5627/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июля 2014 года по делу N А05-5627/2014 (судья Хромцов В.Н.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
администрация муниципального образования "Город Новодвинск" (ОГРН 1022901005764; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к отделу судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2014 N 117 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неверное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа Новодвинского городского суда Архангельской области серии ВС N 026274169, выданного по делу N 2-281/2013 (листы дела 23, 24), судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов 13.06.2013 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 16185/13/25/29 (лист дела 25) о возложении на администрацию обязанности по предоставлению Меньшуткину Николаю Ивановичу на состав семьи из трёх человек по договору социального найма жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры, находящейся в границах города Новодвинска, состоящей не менее чем из трёх комнат, жилой площадью не менее 48,5 кв.м, общей площадью не менее 75 кв.м, отвечающей санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Новодвинску.
Этим постановлением пристава администрации также предложено в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок администрацией не были выполнены, то судебным приставом-исполнителем отдела вынесено постановление от 19.07.2013 (лист дела 27) о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Требованием от 25.07.2013 (лист дела 29) в рамках исполнительного производства N 16185/13/25/29 судебный пристав-исполнитель отдела обязал администрацию в срок до 30.12.2013 исполнить требование исполнительного документа.
Данное требование администрацией исполнено не было.
В дальнейшем в адрес администрации отделом направлен запрос от 13.03.2014 N 43440/14/25/29 (лист дела 31) об исполнении решения суда по предоставлению жилого помещения.
В ответ администрация письмом от 19.03.2014 N 13-2/242 (лист дела 32) сообщила, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в составе муниципального жилищного фонда социального использования, отвечающих санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в городе Новодвинске, в настоящее время администрация не может исполнить указанное требование. Администрация также указала, что по состоянию на 18.03.2014 является должником по 187 судебным актам, предусматривающим обязанность предоставить гражданам жилые помещения; прогнозируемый объём средств на исполнение указанной обязанности составляет 415,6 миллиона рублей; для исполнения судебных актов используются высвобождаемые жилые помещения из состава муниципального жилищного фонда социального использования; в результате принятых мер исполнен 22 судебных акта. Администрация указала, что остальные судебные акты не исполнены по причине отсутствия муниципального жилищного фонда социального использования и источников финансового обеспечения расходов на приобретение жилых помещений, то есть их неисполнение не обусловлено бездействием администрации, которой принимаются все необходимые меры по обеспечению граждан помещениями в соответствии с судебными актами, в том числе меры по строительству 115-квартирного жилого дома.
С учётом того, что администрацией в назначенный срок не было исполнено требование отдела, судебным приставом-исполнителем отдела составлен протокол от 10.04.2014 N 117 об административном правонарушении (лист дела 35). Начальником отдела вынесено постановление от 23.04.2014 N 117 (листы дела 38, 39) о привлечении администрации к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с этим постановлением, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В рассматриваемом случае в действиях администрации имеется состав данного правонарушения.
Как указано выше, решением суда на администрацию возложена обязанность предоставить Меньшуткину Н.И. жилое помещение, в связи с этим было возбуждено исполнительное производство, в ходе которого судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, а после этого также установил новый срок для исполнения решения суда, разъяснил последствия невыполнения его требований.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечёт за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определяет, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов. Статьёй 113 этого Закона установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 указанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В рассматриваемом случае факт неисполнения администрацией содержащегося в исполнительном листе требования о предоставлении Меньшуткину Н.И. жилого помещения после вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях администрации имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы администрации сводятся к тому, что ею приняты исчерпывающие меры по исполнению требований исполнительного листа. Так, администрация указывает на то, что ввиду отсутствия в составе муниципального жилищного фонда жилых помещений ею приняты меры по размещению и финансовому обеспечению заказа на выполнение работ по строительству в городе Новодвинске 115-квартирного жилого дома для целей предоставления взыскателям жилых помещений по договорам социального найма.
Данным доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и суд апелляционной инстанции с ней согласен.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа и принятия всех зависящих от администрации мер по их выполнению не представлено.
Доводы администрации о недостаточности муниципального жилищного фонда социального использования и об отсутствии источников финансового обеспечения расходов на приобретение необходимого количества жилых помещений на рынке жилья не могут быть расценены в качестве уважительных причин для неисполнения судебных актов.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что принятие мер по размещению и финансовому обеспечению заказа на выполнение работ по строительству в городе Новодвинске 115-квартирного жилого дома не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения и о невозможности исполнения судебного акта. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в результате реализации вышеперечисленных мер взыскателю по указанному исполнительному производству будет предоставлено жилое помещение в порядке выполнения судебного акта.
Кроме того, администрацией не представлено доказательств того, что ею решался вопрос о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений, направлялись обращения в органы государственной власти за оказанием содействия в решении вопроса об исполнении судебного акта, принимались иные меры для приобретения в государственную собственность жилых помещений.
Из материалов дела следует, что общий срок неисполнения администрацией решения суда общей юрисдикции с момента возбуждения исполнительного производства и до вынесения оспариваемого постановления составил более 10 месяцев, при этом каких-либо вариантов жилых помещений по договору социального найма Меньшуткину Н.И. не предлагалось.
Ссылка администрации на то обстоятельство, что на основании вступивших в законную силу определений Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-10681/2012, А05-14500/2012, А05-604/2013, А05-4079/2013 уменьшены размеры исполнительских сборов, подлежащих уплате администрацией, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из текста определения Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2012 по делу N А05-10681/2012, судом уменьшен размер исполнительского сбора до 4000 руб. в связи с дефицитом бюджета муниципального образования. При этом суд пришёл к выводу о наличии вины администрации в несвоевременном исполнении требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения.
Уменьшение судом сумм исполнительского сбора по исполнительному производству не означает отсутствия вины заявителя в совершённом административном правонарушении.
В связи с этим является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Постановление от 23.04.2014 по делу об административном правонарушении вынесено законно и обоснованно.
Совершённое администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, на принципы обеспечения эффективности вступившего в законную силу судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
При этом судом учитывается, что законодателем гарантировано право взыскателя на скорейшее исполнение решения суда. Так, согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. В связи с этим в соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека (Постановление Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации" (Burdov v. Russia) (жалоба N 59498/00, § 34, ECHR 2002-III) и Постановление Европейского Суда от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece) (Reports 1997-II, p. 510, § 40), сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 указанной Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта, так как исполнение судебного решения должно рассматриваться как составляющая судебного разбирательства.
В данном случае решение Новодвинского городского суда, возлагающее на администрацию обязанность предоставить жилое помещение гражданину, принято 03.04.2013 и вступило в законную силу 09.05.2013.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июля 2014 года по делу N А05-5627/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Судья |
А.А. Холминов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5627/2014
Истец: администрация муниципального образования "Город Новодвинск"
Ответчик: Отдел судебных приставов по г Новодвинску УФССП по Архангельской области