г. Самара |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А72-2067/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области - Смирновой Ю.К. (доверенность от 09.01.2014 N 52),
представитель Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2014 года по делу N А72-2067/2014 (судья Корастелёв В.А.),
принятое по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), г. Москва,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (ОГРН 1047301035528, ИНН 7325051089), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации собственности Российской Федерации на нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - агентство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Росреестр) о признании незаконным отказа от 18.06.2013 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в государственной регистрации собственности Российской Федерации на нежилое помещение площадью 770,9 кв.м., расположенное по адресу: 432025, г. Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области провести государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение площадью 770,9 кв.м, расположенное по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7, за Российской Федерацией (л.д. 4-6, 107).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2014 по делу N А72-2067/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным сообщение об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 18.06.2013 N 01/106/2013-033 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на нежилые помещения, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Маяковского, д.7.
В целях восстановления прав и законных интересов заявителя суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в предусмотренный законом срок со дня вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на нежилые помещения, общей площадью 770,9 кв.м., кадастровый номер 73:24:040904: :0210200001: 100101-100401, 1001102, 100103-102903, 100104-102004, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7 (л.д. 113-115).
В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.120-124).
Агентство лесного хозяйства отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Росреестра поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя Росреестра и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.02.2013 Министерство природных ресурсов и экологии РФ в лице Федерального агентства лесного хозяйства обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее Управление).
Согласно Расписки в получении документов на государственную регистрацию представлены следующие документы: заявление, доверенность, кадастровый паспорт помещения, выписка из реестра федерального имущества.
Росреестр уведомил о приостановлении государственной регистрации, затем сообщением об отказе в государственной регистрации от 02.04.2013 (л.д.11), на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на помещение.
30.04.2013 агентством лесного хозяйства направлены документы вторично.
16.05.2013 Росреестр уведомило о приостановлении государственной регистрации (л.д.14).
18.06.2013 Росреестр сообщением об отказе в государственной регистрации, на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на помещение (л.д.15).
Росреестром в процессе проведения государственной регистрации были выявлены несоответствия в представленных документах, а именно: согласно Акту приёмки здания (сооружения) Государственной комиссии, утверждённый решением Исполкома Ульяновского горсовета депутатов трудящихся от 13.02.1964, в эксплуатацию введены нежилые помещения площадью 678,58 кв.м., расположенные по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Маяковского, д. 5; по кадастровому паспорту УОГУП БТИ от 11.01.2009 значатся нежилые помещения площадью 770,9 кв. м., расположенные по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации от 18.06.2013, Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13 и пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) этих прав, должны соответствовать требованиям закона и отражать информацию, необходимую для проведения регистрации прав в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Суд первой инстанции, оценив всю совокупность представленных при рассмотрении настоящего дела доказательств установил, что доводы Росреестра о выявленных в документах несоответствия в адресе объекта и разночтения в его площади на 92,32 кв.м., не являются основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, поскольку в правоустанавливающем документе и в кадастровом паспорте описан один и тот же объект недвижимости.
Согласно выписке из реестра федерального имущества (л.д. 66) от 16.06.2009 N 665/12 объект недвижимости - помещения на 1, 2, 3, 4 этажах по адресу: г. Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7, общей площадью 770,9 кв.м. являются собственностью Российской Федерации на основании Акта приемки здания (сооружения) Государственной комиссией от 13.02.1964. Правообладателем объекта является заявитель.
В соответствии со справкой УОГУП БТИ N 5907-А от 30.12.2008 на основании опорного плана города, решением Ленинского РИК от 21.08.2005 N 389 данному объекту недвижимости присвоен юридический адрес: город Ульяновск, ул.Маяковского, N 7 (то есть разночтение в адресе объекта устранено).
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с действующим законодательством при составлении кадастрового плана производится обмер недвижимого имущества.
Как следует из представленной в материалы дела справки УОГУП БТИ от 02.06.2014 N 4155 по факту расхождения размера площадей по кадастровому паспорту УОГУП БТИ от 11.01.2009 и Акту приемки здания от 13.02.1964 на объект недвижимости по адресу: г. Ульяновск, ул. Маяковского, д.7, расхождение площади произошло за счет внутренней перепланировки и отделки 3 и 4 этажей, а также неучтенных ранее помещений (общей площадью 89,72 кв.м) изолированной от жилой части лестничной клетки 1, 2, 3, 4 этажей, которая обеспечивает доступ только к нежилым помещениям 3 и 4 этажей.
Суд первой инстанции правильно указал, материалами дела подтверждается, что нежилые помещения площадью 678,58 кв.м, расположенные по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Маяковского, д. 5 (с учетом ранее неучтенной площади лестничных клеток 89,72 кв.м, площадь составляет 768,3 кв.м) и нежилые помещения площадью 770,9 кв.м, расположенные по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7, являются одним и тем же объектом недвижимости.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 221-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 13 Закона о регистрации).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 221-ФЗ документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью, (пункт 2 статьи 18 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункта 5 статьи 18 Закона N 221-ФЗ необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Суд первой инстанции, оценив доказательства, представленные заявителем в материалы настоящего дела, сделал правильный вывод, что заявителем доказан факт реального существования нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации согласно Акту приемки здания от 13.02.1964, находящегося по действующему в настоящее время адресу: г. Ульяновск, ул. Маяковского, дом 7, общей площадью 770,9 кв.м, кадастровый номер 73:24:040904: :0210200001: 100101-100401, 1001102, 100103-102903, 100104-102004.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Российская Федерация имеет право собственности на указанный объект недвижимости, заявитель владеет и пользуется указанным объектом, спор о праве на данный объект отсутствует, и заявитель не имеет возможности кроме как в судебном порядке зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный объект недвижимости, а впоследствии законным образом оформить и свое вещное право на этот же объект в связи с разночтениями в правоустанавливающих документах и технической документации на него.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость (пункт 56).
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Росреестром в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2014 года по делу N А72-2067/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2067/2014
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Федеральное агентство лесного хозяйство, Представитель Гареев Р. М., Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области