г. Томск |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А67-2110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
от заявителя: Махрина И.В., доверенность от 25.09.2012;
от заинтересованного лица: Зульбухаровой Р.Р., доверенность от 14.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17 июня 2014 года по делу N А67-2110/2014 (судья И.Н. Сенникова)
по заявлению открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Централь-ной Сибири" (г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, дом 24; ИНН 7017004366, ОГРН 1027000867101)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (г. Томск, ул. Пушкина, дом 34/1; ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823)
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации сделки аренды лесного участка по договору от 14.10.2013 N 160/05/13
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного хозяйства Томской области (г. Томск, пр. Кирова, д. 41, ИНН: 7017317947, ОГРН: 112701702937)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири"" (далее - заявитель, ОАО "Центрсибнефтепровод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Томской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа, оформленным сообщением от 22.01.2014 N 01/316/2013-270, в проведении государственной регистрации сделки аренды части лесного участка по договору N 160/05/13 от 14.10.2013.
Определением суда от 07.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - третье лицо, Департамент лесного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.06.2014 по делу N А67-2110/2014 заявленные требования удовлетворены, отказ от 22.01.2014 N 01/316/2013-270 Управления Росреестра по Томской области в проведении государственной регистрации сделки аренды части лесного участка по договору от 14.10.2013 N 160/05/13, заключенному между Департаментом лесного хозяйства Томской области и ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири", проверенный на соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признан незаконным. На Управление Росреестра по Томской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" путем осуществления государственной регистрации договора аренды части лесного участка от 14.10.2013 N 160/05/13 в течение 5 рабочих дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. С Управления Росреестра по Томской области в пользу ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" взыскано в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Томской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Регистрирующий орган полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, кроме того, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.
Заявитель жалобы ссылается на положения статьей 16, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N122-ФЗ), статей 4.1, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 5, 14, 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N221-ФЗ), пункта 4 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 N1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" и настаивает на законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Управление Росреестра по Томской области считает, что о наличии в формулировке основания для приостановления государственной регистрации, изложенной в уведомлении от 19.12.2013 N 01/316/2013-270, именно технической ошибки свидетельствует ссылка государственного регистратора на пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 122-ФЗ; ссылка в сообщении об отказе в государственной регистрации от 22.01.2014 N 01/316/2013-270 на пункт 4 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ не свидетельствует об умысле государственного регистратора затребовать от заявителя кадастровый паспорт части лесного участка; предметом рассмотрения по настоящему спору является законность и обоснованность отказа Управления Росреестра по Томской области в государственной регистрации договора аренды части лесного участка, сообщение от 22.01.2014 N 01/316/2013-270 не содержит технических ошибок и позволяет однозначно установить, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации; допущение технической ошибки в формулировке основания для приостановления государственной регистрации не свидетельствует о непоследовательности, неопределенности позиции Управления Росреестра по Томской области, и не является основанием для признания отказа в государственной регистрации незаконным и необоснованным; Федеральным законом N 221-ФЗ предусмотрена процедура получения любыми заинтересованным лицам по их запросам общедоступных сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе, кадастрового паспорта объекта недвижимости; при рассмотрение настоящего дела не установлены объективные обстоятельства, препятствующие получению кадастрового паспорта, в связи с чем утверждение третьего лица о невозможности предоставления кадастрового паспорта лесного участка с указанием его части, не является обоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а судом первой инстанции не приняты ко вниманию положения Федерального закона N 221-ФЗ, предусматривающие порядок получения общедоступных сведений об объекте недвижимости, т.е. не применен закон, подлежащий применению, а также приняты в качестве установленных недоказанные обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом обстоятельств того, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды N 160/05/13 от 14.10.2013, состоит на кадастровом учете, и применение к данным правоотношениям положений статьи 4.1, 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ не обоснованно.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить в силе.
Третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явилось.
На основании статьи 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заинтересованного лица, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заявителя, поддержавшего доводы отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 14.10.2013 между ОАО "Центрсибнефтепровод" (арендатор) и Департаментом лесного хозяйства Томской области (арендодатель) заключен договор аренды части лесного участка N 160/05/13, согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72-74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ), на основании распоряжения Департамента лесного хозяйства Томской области от 09.10.2013 N 1024 обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование за плату часть лесного участка, относящегося к землям лесного фонда, расположенного: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество с условным номером 70-70-03/189/2008-435. Часть лесного участка площадью 0,0663 га имеет расположение: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество, Егоровское участковое лесничество, квартал 169, выдел 32, номер учетной записи в лесном реестре 9706-2013-09. Часть лесного участка предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, с целью эксплуатации, а именно под объект: "Эксплуатация задвижки км 719 МН "Александровское-Анжеро-Судженск". Схема расположения части лесного участка и ее характеристики приводятся в приложениях N N 1-3 (пункты 1.1-1.3 договора).
02.12.2013 ОАО "Центрсибнефтепровод" обратилось в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации договора договор аренды части лесного участка от 14.10.2013 N 160/05/13.
Согласно уведомлению от 19.12.2013 N 01/316/2013-270 Управление Росреестра по Томской области сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации на срок с 19.12.2013 по 19.01.2014, указав в качестве причины приостановления на непредставление заявителем на государственную регистрацию сделки аренды части лесного участка кадастрового паспорта части лесного участка, передаваемого в аренду.
Сообщением N 01/316/2013-270 от 22.01.2014 Управление Росреестра по Томской области отказало в государственной регистрации сделки аренды части лесного участка.
Правовым основанием отказа в государственной регистрации прав указан абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, а именно не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Регистрирующим органом также указано на необходимость представить на государственную регистрацию сделки аренды части земельного участка кадастровый паспорт лесного участка, с указанием части лесного участка предоставляемого в аренду, указанные причины послужили основанием для приостановления государственной регистрации на один месяц на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ.
Не согласившись с отказом, изложенным в сообщении от 22.01.2014 N 01/316/2013-270, в проведении государственной регистрации сделки аренды части лесного участка по договору от 14.10.2013 N 160/05/13, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд пришел к выводу о несоответствии требованиям законодательства отказа в государственной регистрации сделки аренды, изложенного в сообщении от 22.01.2014 N 01/316/2013-270, о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены
документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действующим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Порядок осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества закреплен в статье 26 Федерального закона N 122-ФЗ.
Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 122-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ОАО "Центрсибнефтепровод" для государственной регистрации аренды лесного участка в качестве правоустанавливающего документа представило в Управление Росреестра по Томской области договор аренды части лесного участка от 14.10.2013 N 160/05/13, карту-схему расположения лесного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду, схему расположения и границы части лесного участка, содержащие сведения о местоположении, площади, иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой формах, распоряжение Департамента лесного хозяйства Томской области от 12.09.2013 N 895 "О формировании части лесного участка" с приложением плана части лесного участка, указанием номера учетной записи в государственном лесном реестре.
Управление Росреестра по Томской области отказало в регистрации договора аренды исходя из того, что заявителем представлены на государственную регистрацию прав документы по форме или содержанию не соответствующие требованиям действующего законодательства, а именно: в договоре аренды части лесного участка указан условный номер лесного участка 70-70-03/189/2008-435, в то время как с 04.05.2012 ему присвоен кадастровый номер 70:14:0000000:1312; а также не был представлен кадастровый паспорт лесного участка с указанием части лесного участка.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
В соответствие с пунктами 1, 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Таким образом, федеральным законом прямо предусмотрено императивное требование, согласно которому для целей совершения сделки по распоряжению лесным участком последний должен быть поставлен на государственный кадастровый учет. Отсутствие кадастрового паспорта лесного участка является препятствием для заключения гражданско-правового договора, в том числе, аренды.
Вместе с тем, федеральным законом предусмотрено исключение из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет.
Так, согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 201-ФЗ) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (часть 1). При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса РФ (часть 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3). Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 4.1 Вводного закона N 201-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (часть 2 статьи 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Проанализировав положения статей 14, 45, 47 Федерального закона N 221-ФЗ, статей 4.1,4.2,4.3,4.4 Вводного закона N 201-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие у лесного участка, часть которого передается в аренду заявителю, кадастрового номера, само по себе не свидетельствует о проведении государственного кадастрового учета с установлением местоположения его границ посредством определения координат характерных точек таких границ, составлением межевого плана.
Из материалов дела усматривается, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:1312 является ранее учтенным, однако сведения о проведении землеустроительных работ по межеванию в отношении него в государственном кадастре отсутствуют.
Судам первой и апелляционной инстанций не представлено доказательств осуществления в отношении него государственного кадастрового учета в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ или в переходный период его применения.
Сопоставив содержание уведомления от 19.12.2013 N 01/316/2013-270, с указанием причины приостановления на непредставление кадастрового паспорта части лесного участка, передаваемого в аренду, доводы Управления Росреестра по Томской области на допущенную техническую ошибку в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, основания отказа, изложенные в сообщении от 22.01.2014 N01/316/2013-270, в проведении государственной регистрации сделки аренды части лесного участка по договору от 14.10.2013 N 160/05/13, с учетом ссылки на пункт 4 статьи 20 Федерального закона N221-ФЗ, согласно которому с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости, суд первой пришел к выводу о требовании регистрирующим органом кадастрового паспорта именно на часть лесного участка, передаваемого в аренду.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о наличии оснований для применения статей 4.1, 4.2, 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ, поскольку отнесение земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:1312 к категории ранее учтенных, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но права на который зарегистрированы и которому органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присвоен условный номер, местоположение (координаты) его границ не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, точная площадь не определена, что исключает возможность предоставления кадастрового паспорта на данный лесной участок, т.к. в силу части 4 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости должен содержать уникальные характеристики объекта недвижимости, которые у ранее учтенных объектов недвижимости отсутствуют, в связи с чем, признал достаточным для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представления планов лесных участков и осуществления идентификации лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку правила, изложенного в статье 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что данный лесной участок является ранее учтенным, заявителем в регистрирующий орган представлены необходимые документы, позволяющие определенно установить наличие сформированного объекта недвижимости (части лесного участка), являющегося предметом аренды, а также то, что права на лесной участок, часть которого передана в аренду ОАО "Центрсибнефтепровод", зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, разногласия относительно местоположения, границ и площади части лесного участка, переданной в аренду, между сторонами договора отсутствуют, предмет договора аренды точно определен путем текстуального и графического описания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не соответствует требованиям Федерального закона N 122-ФЗ и Вводного закона N 201-ФЗ, нарушает права и законные интересы по дальнейшему использованию лесного участка, суд признает незаконным данный отказ.
Проанализировав условия договора аренды части лесного участка от 14.10.2013 N 160/05/13 в совокупности с документами, представленными на государственную регистрацию, апелляционная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы, обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, не опровергнута невозможность представления кадастрового паспорта данного лесного участка, требование заинтересованного лица о предоставлении кадастрового паспорта на арендуемую необособленную часть лесного участка (арендуемой площади) неправомерно, оснований для отказа в государственной регистрации у заинтересованного лица не имелось.
Учитывая изложенное, заявление удовлетворено судом правомерно.
Суд первой инстанции, рассмотрев соответствующее требование, принял решение, резолютивная часть которого соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, а именно - обязывает заинтересованное лицо совершить необходимые действия для устранения нарушения прав заявителя, которыми в данном конкретном случае является возложение на Управление Росреестра по Томской области обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды части лесного участка от 14.10.2013 N 160/05/13 в течение 5 рабочих дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции, исследованные и правомерно отклоненные арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта, принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 17 июня 2014 года по делу N А67-2110/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2110/2014
Истец: ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Томской области