г. Ессентуки |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А77-673/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФССП России по ЧР на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.05.2014 по делу N А77-673/2013 (судья Л.С.Межидов)
по заявлению Первого заместителя прокурора ЧР
заинтересованные лица Судебный пристав-исполнитель Наурского РО ССП по ЧР Баталов В.С., Начальник Наурского РО УФССП по ЧР Масаев В.А.
третье лицо ГУ ОПФ России по ЧР, УФССП по ЧР, Глава КФХ Губаев Н.С.
о признании незаконным действия (бездействие)
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Чеченской Республики (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании незаконными вынесенного судебным приставом-исполнителем Наурского районного отдела службы судебных приставов по Чеченской Республике Баталовым В.С. постановления от 30.01.2013 N 1619/13/26/20 об отказе в возбуждении исполнительного производства, а также действий (бездействия) исполняющего обязанности начальника Наурского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике Масаева В.А., выразившихся в отказе в принятии решения об отмене вышеназванного постановления от 30.01.2013.
К участию в деле привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России по Чеченской Республики (далее -управление фонда), Управление Федеральной службы судебных приставов по ЧР (далее- УФССП по ЧР) и Глава КФХ Губаев Н.С. (далее -Губаев Н.С.).
Решением суда от 26 мая 2014 года требования первого заместителя прокурора Чеченской Республики удовлетворены.
Постановление от 30.01.2013 г. N 1619/13/26/20 судебного пристава исполнителя Наурского районного отдела СП УФССП РФ по ЧР Баталова В.С. об отказе возбуждения исполнительного производства по постановлению Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда России в Наурском районе ЧР N02001390018409 от 19.11.201 2г. о взыскании страховых взносов с Индивидуального предпринимателя Губаева Нурды Сеитовича в размере 17 205,07 рублей признано незаконным.
Бездействия исполняющего обязанности начальника Наурского отдела Управления ФССП РФ по ЧР Масаева В.А. выразившееся в отказе отменить постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 30.01.2013 г. N 1619/13/26/20 признаны незаконными.
Решение мотивированно тем, что правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по мотиву несоответствия постановления фонда положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ у судебного пристава не имелось.
Не согласившись с принятым решением, УФССП России по Чеченской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что признавая ненормативное правовой акт незаконным, суд первой инстанции был обязан прекратить производство по делу, в виду отсутствия предмета спора.
Заместитель прокурора Чеченской Республики представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.05.2014 по делу N А77-673/2013 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Губаев Н.С. состоит на налоговом учете с 19.12.2006, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Управлением фонда в связи с отсутствием сведений об открытых в банке счетах предпринимателя вынесено постановление от 19.11.2012 N 02001390018409 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя (далее -постановление о взыскании страховых взносов). Указанное постановление вместе со справкой об отсутствии у взыскателя информации о счетах плательщика управление фонда направило в районный отдел судебных приставов для исполнения.
Постановлением от 30.01.2013 судебный пристав отказал в возбуждении исполнительного производства ввиду отсутствия документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Принесенный прокурором протест на постановление от 30.01.2013 оставлен руководителем районного отдела судебных приставов без удовлетворения письмом от 13.05.2013 N 8398/13/26/20.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения прокурора в арбитражный суд.
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие), в силу статьи 329 Кодекса, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Судебному приставу-исполнителю в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, вменено в обязанность принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997N 118-ФЗ "О судебных приставах"; далее - Закон N 118-ФЗ).
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Одним из оснований для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является несоответствие исполнительного документа требованиям статьи 13 Закона N 229-ФЗ, а также случай, когда предъявленный документ не является исполнительным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств.
При этом частью 14 данной статьи предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного Закона.
На основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом N 229-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Правовая конструкция приведенной нормы свидетельствует о специальном характере Закона N 212-ФЗ по отношению к Закону N 229-ФЗ в части особенностей порядка направления и исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика.
Одной из таких особенностей является придание статуса исполнительного документа решению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принимаемому руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое подлежит направлению судебному приставу-исполнителю для исполнения как при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов, так и при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов.
Установив вид исполнительного документа, подлежащего предъявлению в службу судебных приставов в том случае, когда орган, осуществляющий контрольные функции, не смог произвести принудительное взыскание задолженности со счетов должника по причине недостаточности или отсутствия денежных средств на этих счетах, законодатель в Законе N 229-ФЗ, принятом и вступившим в силу ранее, чем Закон N 212-ФЗ, не определил конкретный вид исполнительного документа, подлежащего направлению в службу судебных приставов в том случае, когда у органа, осуществляющего контрольные функции, отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов.
К числу направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю исполнительных документов пунктами 5, 8 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ (в действующей на момент совершения оспариваемых действий редакции) отнесены акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Системный анализ пунктов 5, 8 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ, части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенное в форме соответствующего постановления на основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона N229-ФЗ.
Таким образом, в случае, установленном частью 14 статьи 19 и частью 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ.
Следовательно, правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по мотиву несоответствия постановления фонда положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ у судебного пристава не имелось.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2013 N 8545/13, в котором также обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ обязанность по предоставлению фонду сведений об открытии (закрытии) счетов в банке лежит на плательщике страховых взносов, а статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за нарушение срока представления указанных сведений.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление отменено, а потому решение суда является неправомерным, производство по делу следует прекратить, отклоняется. Отмена оспариваемого ненормативного правого акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, так как в момент его вынесения были нарушены законные права интересы управления фонда, в защиту которых, в соответствии со ст.52 АПК РФ, прокурор обратился в арбитражный суд. Аналогичная правовая позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 99.
При указанных обстоятельствах заявленные требования прокурора о признании незаконным действия (бездействия) должностных лиц УФССП России по Чеченской Республике подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что по стране складывалась разная судебная практика по данному вопросу, является правильным. Вместе с тем, при рассмотрении спора суд первой инстанции правильно учел позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.11.2013 N 8545/13.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного Чеченской Республики от 26.05.2014 по делу N А77-673/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.05.2014 по делу N А77-673/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-673/2013
Истец: Первый заместитель прокурора
Ответчик: Начальник Наурского РО УФССП по ЧР Масаев В. А., Судебный пристав-исполнитель Наурского РО ССП по ЧР Баталов В. С.
Третье лицо: Глава КФХ Губаев Н. С., ГУ ОПФ России по ЧР, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Чеченской Республике, УФССП по ЧР, Начальник Наурского РО УФССП по ЧР Масаев В. А., Судебный пристав-исполнитель Наурского РО ССП по ЧР Баталов В. С.