г. Самара |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А72-13733/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации г. Ульяновска
на определение об отказе в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июня 2014 года в рамках дела N А72-13733/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Тагайская" (ОГРН 1047300396923, ИНН 7309901437), Ульяновская область, с. Тагай,
к Администрации г. Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Тагайская" (далее - общество, ООО "Птицефабрика Тагайская") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрация города Ульяновска (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным отказа от 14.10.2013 N 9036-01 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, переулок Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, переулок Красноармейский, кадастровый номер земельного участка 73:24:041603:468 (т. 1 л.д. 4-7).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013 по делу N А72-13733/2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д. 142-143).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013 по делу N А72-13733/2013 отменено. Принят новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д. 35-39).
17.03.2014 судом выданы исполнительные листы серия АС N 003850720, N 003850721 и справка на возврат государственной пошлины (т. 2 л.д. 46-48, 49-51).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А72-13733/2013 оставлено без изменения (т. 2 л.д. 80-84).
19.03.2014 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 8987/14/17/73 (т. 2 л.д. 88-89).
Указанное постановление содержит сведения о том, что в случае неисполнения, в пятидневный срок с момента получения, в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе неимущественного характера, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 %.
16.04.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Администрации города Ульяновска исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - 16.05.2014 (т. 2 л.д. 102).
26.05.2014 Администрация города Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит освободить ее от уплаты исполнительского сбора со ссылкой на нарушение имущественных прав должника, считает постановление судебного пристава-исполнителя незаконным и необоснованным, вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела (т. 2 л.д. 99-101).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.06.2014 по делу N А72-13733/2013 Администрации города Ульяновска отказано в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (т. 2 л.д.164-166).
В апелляционной жалобе администрация просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.3-5).
Судебный пристав-исполнитель и общество отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве). Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе (часть 13 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ (начало действия документа - 10.01.2014).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Из изложенного следует, что исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, статья 112 Закона об исполнительном производстве является специальной нормой, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций. Целью данной нормы является пресечение правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, лежит на должнике.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" - исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
С учетом изложенного с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса.
Следовательно, должник должен представить доказательства, свидетельствующие о совершении Администрацией действий по исполнению исполнительного документа, или подтверждающие намерение должника исполнить исполнительный документ в пределах срока на добровольное исполнение.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что течение всех неистекших сроков в силу статьи 19 Закона об исполнительном производстве приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства.
Таким образом, срок на добровольное исполнение может быть приостановлен только в том случае, если до его истечения суд или судебный пристав-исполнитель вынесли соответствующий акт о приостановлении исполнительного производства.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Администрации города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (исполнительное производство N 8987/14/17/73), поскольку на принудительное исполнение решения суда по настоящему делу выдан исполнительный лист серии АС N003850721 от 17.03.2014, подлежащий исполнению.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в том числе в период с момента возбуждения исполнительного производства и получения постановления о возбуждении исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником не подтверждено, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суд первой инстанции правильно указал, что судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации г. Ульяновска в размере 50 000 руб.
Основания для освобождения Администрации г.Ульяновска от взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку требования исполнительного документа в установленный на добровольное исполнение срок не исполнены, доказательства осуществления должником в пределах указанного срока конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также доказательств, объективно препятствующих добровольному исполнению требований исполнительного документа в установленный для этого срок, Администрацией г. Ульяновска не представлено.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона).
Принимая во внимание приведенные положения, должник вправе оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в тех случаях, когда полагает, что такое постановление не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Если должник оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора на том основании, что он имеет право на получение отсрочки или рассрочки его взыскания, на уменьшение его размера или на освобождение от взыскания исполнительского сбора, арбитражный суд решает соответствующий вопрос по существу, например, уменьшает размер исполнительского сбора без признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным по этой причине.
Суд первой инстанции правомерно отказал Администрации г. Ульяновска в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (исполнительное производство N 8987/14/17/73).
Суд первой инстанции правильно указал, что настоящее определение не лишает Администрацию г. Ульяновска права обратиться в арбитражный суд с заявлением о снижении размера исполнительского сбора, его отсрочки, рассрочки.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого определения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба на определение об отказе в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июня 2014 года по делу N А72-13733/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в месячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13733/2013
Истец: ООО "Птицефабрика Тагайская"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11721/14
07.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5988/13
03.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1698/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-13733/13