город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2014 г. |
дело N А32-42282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмалян Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "Транзит-Авто": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Министерства Внутренних Дел России по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 по делу N А32-42282/2013, принятое судьей Хмелевцевой А.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" к Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при участии третьих лиц - Управления Министерства Внутренних Дел России по Краснодарскому краю; Администрации муниципального образования город Краснодар; Управления транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган) от 18.09.2013.
Решением суда от 27.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку договор с ООО "Транзит-Авто" на осуществление пассажирских перевозок заключен с нарушением части 10 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ, комиссия в действиях Управления транспорта администрации МО г. Краснодар, выразившихся в ненаправлении подписанного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок не выявила нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также неверно истолковал Закон N 193-КЗ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ООО "Транзит-Авто" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства общества об отложении судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар (наименование муниципального органа на момент проведения конкурса) в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар по адресу http://www.krd.ru/gorodskaya_sreda/gortransport/aukcion/ разместило извещение N 2/2013 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных пригородных и муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения.
По итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе и допуска перевозчиков к участию в конкурсе конкурс признан не состоявшимся, так как на каждый лот подано по одной заявке или допущен и признан участником конкурса только один перевозчик по каждому лоту. По данному факту конкурсная комиссия составила протокол N 2-2/2013, опубликованный на официальном сайте 22.05.2013.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 2-2/2013 по лотам N 4, 10, 11, 13 заявки подавались от нескольких претендентов на каждый лот. В ходе рассмотрения заявок к конкурсу допущены по лоту N 4 - ООО "Транзит - Авто", по лоту N 10 - ООО "Респект", по лоту N 11 -ООО "КУБАНЬ" и по лоту N 13 - МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление".
В соответствии с пунктом 52 Положения о конкурсе организатор конкурса (Управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар) в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе обязан передать участникам конкурса проект договора.
ООО "Транзит - Авто" получило проект договора по лоту N 4 24.05.2013, о чем свидетельствует входящий штамп на сопроводительном письме Управления транспорта администрации МО г. Краснодар от 24.05.2013. Общество без нарушения сроков подписало указанный проект договора и направило его 27.05.2013 в адрес организатора.
В соответствии с конкурсной документацией открытого конкурса N 2/2013 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных пригородных и муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения по итогам проведенного конкурса должен быть заключен не позднее двадцати дней с момента опубликования протокола оценки и сопоставления заявок на официальном сайте.
Однако по истечению срока подписания договора и до настоящего времени договор, подписанный обеими сторонами, в адрес общества не поступил.
Управление транспорта администрации МО г. Краснодар 14.06.2013 направило в адрес общества уведомление об отсутствии возможности направить подписанный договор в связи с проведением Управлением Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю следственных действий, в ходе которых изъяты все документы по конкурсу N 2/2013.
В антимонопольный орган поступила жалоба общества на действия Управления транспорта администрации МО г. Краснодар.
Рассмотрение дела N 265/2013 состоялось 05.09.2013 в присутствии представителя ООО "Транзит - Авто" Ботычина С.А., представителя Управления транспорта администрации МО г. Краснодар Бедросовой А.С., представителя администрации МО г. Краснодар Зозуля А.В.
Решением антимонопольного органа от 18.09.2013 прекращено рассмотрение дела N 265/2013 в отношении рассматриваемых комиссией действий Управления транспорта администрации МО г. Краснодар ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В действиях Администрации МО г. Краснодар установлен факт наличия нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок на муниципальных пригородных муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения в МО город Краснодар с участниками конкурса N 2/2013 ООО "Транзит - Авто" (договор от 04.06.2013 N 090-2/2013), ООО "Респект" (договор от 04.06.2013 N 091-2/2013), ООО "КУБАНЬ" (договор о 04.06.2013 N 094-2/2013) и МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (договор от 04.06.2013 N 089-2/2013) в нарушение требований части 10 статьи 4.3 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" сроком на 5 лет. Принято решение не выдавать предписание о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заключением договоров на право осуществления пассажирских перевозок на муниципальных пригородных муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения в МО город Краснодар с участниками конкурса N 2/2013 и передать материалы дела 265/2013 должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения администрации МО г. Краснодар части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции".
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Из системного толкования части 1 статьи 198 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135 -ФЗ) установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7), под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Таким образом, для установления события нарушения необходимо доказать, что действия органа местного самоуправления препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту, и такие действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.3 закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 193-КЗ) конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Частью 2 названной статьи Закона N 193-КЗ определено, что организатором конкурса является специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения или специально уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с их компетенцией.
Предметом конкурса является заключение договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации, соответствующих законодательству Российской Федерации и названному Закону. Объектом конкурса является лот, включающий в себя необходимое количество маршрутных графиков, выполняемых на одном маршруте регулярного сообщения.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2012 N 2305 "О порядке организации регулярных пассажирских перевозок в муниципального образования г. Краснодар" (далее - Постановление N 2305) утверждено Положение о конкурсе.
Согласно разделу 3 Положения организатором конкурса является Управление транспорта администрации муниципального образования г. Краснодар.
Организатор конкурса осуществляет следующие функции:
- подготавливает и утверждает конкурсную документацию;
- принимает решение об объявлении конкурса, публикует в печатном издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов, извещение о его проведении, размещает на официальном Интернет - портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию и другие сведения и информацию, определенные настоящим положением;
- по заявлениям заинтересованных лиц представляет конкурсную документацию;
- ведет прием, регистрацию конвертов с заявками на участие в конкурсе и прилагаемых к ним документов, обеспечивая их хранение;
- обеспечивает условия для работы конкурсной комиссии;
- составляет протоколы, определенные настоящим Положением, обеспечивает их размещение на официальном Интернет - портале;
- выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок N 2-2/2013 по лотам N 4, 10, 11, 13 заявки подавались от нескольких претендентов на каждый лот, а именно: по лоту N 4 поданы заявки от ООО "Транзит - Авто" и ООО "Комфорт", по лоту N 10 поданы заявки от ООО "Респект" и ООО "Кондор", по лоту N 11 поданы заявки от ООО "КУБАНЬ" и ООО "Кондор", по лоту N 13 поданы заявки от МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" и ООО "Кондор". В ходе рассмотрения заявок к конкурсу допущены по лоту N 4 - ООО "Транзит - Авто", по лоту N 10 - ООО "Респект", по лоту N 11 - ООО "КУБАНЬ" и по лоту N 13 - МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление".
В соответствии с частью 10 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ договор без проведения конкурса заключается с перевозчиком (подавшим единственную заявку) сроком на пять лет только в случае признания конкурса несостоявшимся по причине подачи только одной заявки на участие в конкурсе, в остальных случаях - на условиях временной работы с перевозчиком, обслуживающим данный маршрут (маршрутный график) до даты начала осуществления перевозок перевозчиком, определенным по результатам конкурса на данный маршрут (маршрутный график), при наличии его согласия и в случае, если договор с этим перевозчиком не был расторгнут досрочно.
В силу пункта 51 Постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2010 N 2305 "О порядке организации регулярных пассажирских перевозок в муниципальном образовании город Краснодар" в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех перевозчиков, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного перевозчика, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся (в случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается несостоявшимся только в отношении того лота, решение об отказе в допуске к участию в котором принято относительно всех перевозчиков, подавших заявки на участие в конкурсе в отношении этого лота, или решение о допуске к участию в котором и признании участником конкурса принято относительно только одного перевозчика, подавшего заявку на участие в конкурсе в отношении этого лота).
Согласно части 11 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ повторное проведение конкурса на тот же маршрут регулярного сообщения (маршрутный график) назначается не позднее, чем через 90 дней.
В ситуации, когда конкурс признан несостоявшимся по причине допуска к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного перевозчика, подавшего заявку на участие в конкурсе, Управление транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования г. Краснодар в нарушение части 10 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ заключило договоры сроком на пять лет, а не на 90 дней до следующего конкурса с участниками конкурса ООО "Транзит - Авто", ООО "Респект", ООО "КУБАНЬ" и МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление". Также, нарушением является и то обстоятельство, что администрация МО г. Краснодар по лоту N 4 заключила договор с ООО "Транзит - Авто", перевозчиком, не осуществляющим перевозки по маршрутам до проведения конкурса, тогда, как должна была заключить временный договор с ООО "Комфорт" - перевозчиком, обслуживающим данный маршрут (маршрутный график) до даты начала осуществления перевозок перевозчиком, определенным по результатам конкурса.
Поскольку договор с ООО "Транзит-Авто" на осуществление пассажирских перевозок заключен с нарушением части 10 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ, комиссия в действиях Управления транспорта администрации МО г. Краснодар, выразившихся в ненаправлении подписанного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок не выявила нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судом первой инстанции было установлено, что действия администрации муниципального образования город Краснодар (в лице Управления транспорта) по заключению договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных пригородных и муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения по лотам N 4, 10, 11, 13 сроком на пять лет с нарушением части 10 статьи 4.3 Закона N 193-КЗ создают препятствия в создании конкурентных условий при осуществлении перевозок на муниципальных пригородных и муниципальных городских маршрутах на территории муниципального образовании города Краснодар.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод, что действия Управления транспорта администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившиеся в ненаправлении в адрес ООО "Транзит-Авто" подписанного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок, равно как и решение антимонопольного органа от 18.09.2013, которым жалоба общества признана необоснованной, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав общества.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах законодательства.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 по делу N А32-42282/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42282/2013
Истец: ООО "Транзит-Авто"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администарция МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Управление МВД России по городу Краснодару, Управление Министерства Внутренних Дел России по городу Краснодару, Управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар, Управление транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар, Управление Федеральной Антимонопольной службы по КК