г. Чита |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А19-4511/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2014 года по делу N А19-4511/2014 по иску Администрации города Иркутска к министерству имущественных отношений Иркутской области, Индивидуальному предпринимателю Скляренко Галине Анатольевне о признании дополнительного соглашения ничтожной сделкой
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
(суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, юридический адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либнехта,47, далее - министерство, ответчик), Индивидуальному предпринимателю Скляренко Галине Анатольевне (ОГРНИП 304381023000016, ИНН 381000150504, юридический адрес: 664013, г. Иркутск, ул. Вокзальная,5-54, далее - предприниматель, ответчик) о признании недействительной сделкой дополнительного соглашения от 10.12.2013 N 3 к договору аренды N 1204 от 10.12.2013, заключенного министерством имущественных отношений Иркутской области и ИП Скляренко Г.А.
В качестве третьего лица в процесс было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653; г. Иркутск, ул. Желябова, 6, далее - третье лицо, управление, служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в иске отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что Законом Иркутской области N 69-ОЗ от 15.07.2013 изменен порядок распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, и к Правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерства имущественных отношений, перешли права арендодателя по договору аренды от N 1204 от 27.03.2001 независимо от его переоформления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.05.2014 г. по делу N А19-4511/2014 и принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования администрации города Иркутска. Полагает, что Министерство имущественных отношений Иркутской области наделено только полномочиями по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, решение вопросов в отношении ранее предоставленных в аренду земельных участков относится к исключительной компетенции арендодателя - администрации города Иркутска.
На апелляционную жалобу поступил отзыв министерства, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.07.2014.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Индивидуальный предприниматель Скляренко Галина Анатольевна зарегистрирована в качестве предпринимателя за основным государственным регистрационным номером ОГРНИП 304381023000016, что подтверждается основными сведениями по состоянию на 25.03.2014 (т.1 л.д.71-73).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением мэра города Иркутска от 12.09.2000 N 031-06-1177/0 (т.1 л.д.23) индивидуальному предпринимателю Скляренко Галине Анатольевне был предоставлен земельный участок площадью 4002 кв.м., распложённый в Ленинском районе по ул. Р.Люксембург г. Иркутска, в районе остановки "Автостанция" в аренду сроком на три года под организацию торговой площади.
Между администрацией города Иркутска и Скляренко Г.А. 27.03.2001 был заключен договор аренды земельного участка N 1204 (т.1 л.д.24-30), согласно условиям которого в арендное пользование передан земельный участок, находящийся в квартале Ленинского района г. Иркутска по адресу: ул. Розы Люксембург (в районе остановки "Автостанция"), площадью 4002 кв.м. сроком на три года под организацию торговой площади.
В связи с принятием распоряжения заместителя главы администрации-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 22.05.2008 N 504-02-1737/8 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург" (т.1 л.д.59), распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 14.08.2009 г. N 504-02-3773/9 "О продлении договора аренды земельного участка N 1204 от 27.03.2001" (т.1 л.д.60), было заключено дополнительное соглашение (А) N 2355 от 21.08.2009 к договору аренды от 27.03.2001 Согласно п. 1.5. и п. 1.6. Дополнительного соглашения цель использования земельного участка определена: торгово-офисный центр, договор действует с 12.09.2000 по 20.04.2012 (т.1 л.д.34-41).
Договор аренды N 1204 от 27.03.2001 и Дополнительное соглашение (А) зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии 21.01.2010, что подтверждается уведомлением о регистрации от 22.01.2010 N 01-020/2010-3 (т.1 л.д.116).
15.02.2012 между Администрацией города Иркутска и Индивидуальным предпринимателем Скляренко Г.А. было заключено дополнительное соглашение (А) к договору аренды N 1204 от 27.03.2001. В соответствии с п. 1.7. данного соглашения, срок действия договора был установлен до 20.04.2015 г. Данное дополнительное соглашение было зарегистрировано Управлением Росреестра по Иркутской области в установленном порядке.
Как указал истец, в марте 2014 г. Индивидуальным предпринимателем Скляренко Г.А. в Администрацию города Иркутска была представлена копия дополнительного соглашения от 10.12.2013 г. N 3 к договору аренды N 1204 от 10.12.2013 г., заключенного Министерством имущественных отношений Иркутской области (арендодателем) с Индивидуальным предпринимателем Скляренко Г.А. (арендатором), которое было зарегистрировано Управлением Росреестра по Иркутской области 17.12.2013 (т.1 л.д.15-22).
Таким образом, в дополнительном соглашении N 3 от 10.12.2013 договор аренды N 1204 от 27.03.2001 изложен в новой редакции, права и обязанности арендодателя по договору приняло Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Арендная плата, в соответствии с п.4.3. договора, вносится арендатором на счет УФК по Иркутской области (министерство имущественных отношений Иркутской области.)
Полагая, что дополнительное соглашение N 3 от 10.12.2013 является ничтожной сделкой, так как заключено с нарушением требований закона, администрация обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как установлено п.1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В пункте 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" в редакции Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-ОЗ, установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Суд первой инстанции правильно указал, что, заключая договор аренды земельного участка N 1204 от 27.03.2001, Администрация города Иркутска действовала в пределах предоставленных Земельным кодексом РСФСР 1991 года полномочий, заключая дополнительные соглашения от 21.08.2009, от 15.02.2012, администрация действовала в соответствии с Земельным кодексом РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Законом Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз.
В соответствии с п.2 ст. 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз, органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена:
1) для целей, не связанных со строительством;
2) для целей предоставления земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
3) для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения;
4) для целей осуществления прав и исполнения обязанностей по сделкам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, в отношении предоставления земельных участков для целей, установленных пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи.
Законом Иркутской области N 69-ОЗ от 15.07.2013 "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" статья 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" изложена в новой редакции: Распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, с принятием Закона Иркутской области N 69-ОЗ от 15.07.2013 право распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, перешло от Администрации города Иркутска к Правительству Иркутской области в силу закона.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области N 264/43-пп от 30.09.2009 в функции министерства входит осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе заключение договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, а также дополнительных соглашений к ним, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров (соглашений).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что Законом Иркутской области N 69-ОЗ от 15.07.2013 изменен порядок распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, и к Правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерства имущественных отношений, перешли права арендодателя по договору аренды от N 1204 от 27.03.2001 независимо от его переоформления. В данном случае, правопреемство в материальном праве произошло в силу закона, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена, Администрация города Иркутска выбыла из правоотношений; права арендодателя по договору аренды земельного участка от 27.03.2001 N 1204 перешли к Правительству Иркутской области.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что Министерством имущественных отношений, как уполномоченным Правительством Иркутской области орган в сфере управления и распоряжения земельными участками, и ИП Скляренко Г.А. правомерно заключено оспариваемое дополнительное соглашение от 10.12.2013 N 3. Дополнительное соглашение N 3 от 10.12.2013, заключенное Министерством имущественных отношений Иркутской области с Индивидуальным предпринимателем Скляренко Г.А., не нарушает требования закона или иного правового акта и не посягает на права третьих лиц.
Доводы Администрации города Иркутска о том, что решение вопросов в отношении ранее предоставленных в аренду земельных участков относится к исключительной компетенции Администрации города Иркутска, приведенные и апелляционному суду, суд первой инстанции правильно посчитал необоснованными с учетом приведенного толкования и установленных обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом первой инстанции правовых норм, отклоняются, поскольку неправильного толкования апелляционный суд не обнаружил, с приведенным толкованием суда первой инстанции согласен. Кроме того, апелляционный суд отмечает, что действие договора во времени и правопреемство в материальном правоотношении - это разные правовые институты, не связанные в данном случае между собой.
Также суд первой инстанции указал на то, что Правительство Иркутской области имеет материально-правовой интерес в исполнении договора аренды, так как в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ исключительно Министерство имущественных отношений вправе начислять, учитывать, взыскивать платежи по ранее заключенным Администрацией города Иркутска договорам аренды земельных участков.
Администрация считает ссылку на нормы БК РФ необоснованной, поскольку имеет место гражданско-правовой спор.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет, поскольку это указание сделано судом первой инстанции исключительно для обоснования того, что министерство имеет интерес к спорным отношениям, так как получение арендной платы отнесено к его полномочиям.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области 27 мая 2014 года по делу N А19-4511/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4511/2014
Истец: Администрация г. Иркутска
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области, Скляренко Галина Анатольевна
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области