г. Хабаровск |
|
27 августа 2014 г. |
А73-4338/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Славянка", филиал "Хабаровский": представитель не явился;
от федерального государственного казенного учреждения "1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации: Фукс С.Г. представитель по доверенности от 09.01.2014;
от военной прокуратуры Корфовского гарнизона: Кушнаренко О.В. представитель по доверенности от 05.08.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка", филиал "Хабаровский"
на решение от 30.05.2014
по делу N А73-4338/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка", филиал "Хабаровский"
к федеральному государственному казенному учреждению "1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации
заинтересованное лицо: военная прокуратура Корфовского гарнизона
о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения "1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ от 31.03.2014 N 23 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения "1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган) от 31.03.2014 N 23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200.000 рублей.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2014 к участию в деле привлечена военная прокуратура Корфовского гарнизона (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2014 по делу N А73-4338/2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.05.2014 по делу N А73-4338/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество не обеспечило участие своего представителя в судебном заседании апелляционной инстанции. Жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2014 по делу N А73-4338/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Представитель прокуратуры согласен с доводами административного органа, просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2014 по делу N А73-4338/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), под требованиями в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (статья 11 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило установлено и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 утверждены "Санитарные правила содержания территории населенных мест" СанПиН 42-128-4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), содержащие основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Прокуратурой Корфовского гарнизона проведена проверка деятельности общества по вывозу мусора и уборки твердых бытовых отходов с территории военного городка г.Хабаровск-47 войсковой части 25625, в ходе которой установлено, что филиалом "Хабаровский" ОАО "Славянка" и его структурными подразделениями не в полной мере соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования по охране окружающей среды.
Так, в нарушение требований, указанных в нормативно-правовых документах п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. п. 2.1.3, 4.1, 6.3 и 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", п. 5.13.1 Госконтракта N 202/ЗА/2013/ДРГЗ и п. 16.19 Госконтракта N 197/3К/2013/ДРГЗ, п. 3.1 Государственного контракта N 1 - УЖФ от 2 августа 2010 года ОАО "Славянка" и его структурными подразделениями, в частности РЭУ N 15 филиала "Хабаровский" ОАО "Славянка", в период с 01 по 13 января 2014 года очистка (уборка) контейнерных площадок на территории административно-жилого городка Хабаровск - 47 войсковой части 25625, расположенного в Хабаровском районе Хабаровского края, проводилась ненадлежащим образом, что привело к захламлению бытовыми отходами прилегающей к контейнерным площадкам территории.
Кроме того, при осмотре территории административно-жилого городка Хабаровск - 47, было установлено, что в нарушение требований п. п. 2.1.3, 2.4.4 СанПиН 42-128-4690-88, п. п. 2.11 и 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.6 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170), СНиП 3-10-75 "Благоустройство территорий" контейнеры для сбора мусора на мусоросборной площадки расположенной вблизи д. 12 по ул.Мира размещены непосредственно на грунте. Все контейнеры, расположенные на территории административно-жилого городка, съемными плотно прилегающими крышками не оборудованы, прилегающая к контейнерным площадкам территория поддерживается в неудовлетворительном санитарном состоянии, захламлена бытовыми отходами.
Согласно ответу заместителя генерального директора общества от 16.12.2013 (исх.N 19724) на внесенное представление заместителя военного прокурора Корфовского гарнизона об устранении нарушений законодательства о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, об охране природы и экологической безопасности (исх. N 2838 от 29.11.2013) общество обязалось в период с 25.12.2013 по 31.12.2013 провести дезинфекцию и маркировку контейнеров и контейнерных площадок, вывозить крупногабаритные отходы от объектов жилого фонда по мере накопления. Однако указанные работы не произведены.
Выявленные нарушения санитарного законодательства отражены в акте осмотра территории административно-жилого городка Хабаровск - 47 от 13.01.2014, зафиксированы фотосъемкой.
Уведомлением от 23.01.2014 общество извещалось о времени и месте возбуждения прокурором дела об административном правонарушении - 04.03.2014 в 10-00. Уведомление направлено в адрес юридического лица посредством почтовой связи и вручено 04.02.2014, согласно почтовому уведомлению о вручении.
04.03.2014 по установленному проверкой факту врио военного прокурора Корфовского гарнизона в присутствии представителя общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Вынесено постановление от 04.03.2014.
Материалы дела направлены для рассмотрения в Федеральное государственное казенное учреждение "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации.
Уведомлением от 18.03.2014 N 408 общество извещалось административным органом о том, что рассмотрение дела назначено на 31.03.2014 на 11 часов 00 минут. Указанное уведомление направлено по юридическому адресу общества посредством электронной и почтовой связи, получено обществом 27.03.2014 согласно оттиска штампа юридического лица.
31.03.2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, начальником административного органа в присутствии представителя общества вынесено постановление N 23 от 31.03.2014, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200.000 руб.
Согласно статьей 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
В силу пункта 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктом 2.4.4. СанПиН 42-128-4690-88, пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утвержден "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Пунктом 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что уборка территории должна проводиться ежедневно.
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Как следует из материалов дела, согласно Государственному контракту N 202/3А/2013 от 06.03.2013, Государственному контракту N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28.02.2013, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка", общество осуществляет услуги по содержанию, очистке территории и вывозу твердых бытовых отходов, в том числе с территории жилого городка Хабаровск-47 войсковой части 25625.
Таким образом, общество при осуществлении своей хозяйственной деятельности обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Материалами дела подтверждается факт несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в виде временного складирования (накопления) отходов, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом обосновано отклонен довод общества о неправильно примененной квалификации допущенного обществом нарушения и необходимости применения квалификации по статье 6.3 КоАП РФ, ответственность по которой предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Действительно нарушение требований закона в части размещения контейнеров, их маркировки и оборудования регулируется санитарным законодательством и подлежат квалификации по статьи 6.3 КоАП РФ.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, выявленные нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, совершенные при осуществлении обществом профессиональной деятельности (в частности по сбору и вывозу отходов), подтвержден материалами дела, что обоснованно квалифицированно по статье 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства вменяемого обществу правонарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2014, актом проверки от 13.01.2014, копией журнала контроля исполнения Государственного контракта N 202/ЗА/2013/ДРГЗ от 06.03.2013 (инвентарный N 8504 в/части 25625, начат 24.01.2013), объяснением начальника группы ОКиПОУХСТ, ответственных за контроль исполнения государственного контракта N 202/ЗА/2013/ДРГЗ от 06.03.2013, согласно приказа командира войсковой части 25625 от 26.09.2013 года N 876, копией представления N 2838 от 29.11.2013 года и ответом на него N 19724 от 16.12.2013 года, фотоматериалами и иными документами.
Доказательств принятия обществом исчерпывающих мер к недопущению нарушения законодательства не представлено.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. Угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Учитывая пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, оценив доказательства дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и о правомерном привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств смягчающих ответственность судом не установлено. К обстоятельствам отягчающим ответственность административный орган обоснованно отнес факты неоднократного привлечения общества к ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается следующими документами:
постановление по делу об административном правонарушении N 66 от 21.06.2013 по статье 8.2 КоАП РФ по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по вывозу мусора и уборки твердых бытовых отходов с территории административно-жилого городка N 27 в/ч 10253, г. Хабаровск (дело Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7138/2013);
постановление по делу об административном правонарушении N 68 от 21.06.2013 по статье 8.2 КоАП РФ по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по вывозу мусора и уборки твердых бытовых отходов с территории административно-жилого городка N 23 в/ч 51460, с Князе-Волконское, Хабаровского края (дело Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7142/2013);
постановление по делу об административном правонарушении N 69 от 21.06.2013 по статье 8.2 КоАП РФ по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по вывозу мусора и уборки твердых бытовых отходов с территории ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ с. Анастасьевка, Хабаровского края (дело Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7138/2013);
постановление по делу об административном правонарушении N 70 от 21.06.2013 по статье 8.2 КоАП РФ по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по вывозу мусора и уборки твердых бытовых отходов с территории административно-жилого городка N 14, Хабаровск (дело Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7138/2013).
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах, обосновано применение к нарушителю повышенного штрафа в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могут повлечь отмену постановления административного органа апелляционным судом не установлено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2014 по делу N А73-4338/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4338/2014
Истец: ОАО "Славянка", ОАО "Славянка" - филиал "Хабаровский"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное цчреждение "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ
Третье лицо: Военная прокуратура Корфовского гарнизона