город Омск |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А75-130/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3730/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.03.2014 по делу N А75-130/2014 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество Ханты-Мансийский банк (далее по тексту - заявитель, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - административный орган, Управление) о признании незаконным постановления от 11.12.2013 N 225-ТО о привлечении к административной ответственности.
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа требования Банка удовлетворил: признал постановление Управления от 11.12.2013 N 225-ТО незаконным и отменил.
При этом суд первой инстанции, принимая во внимание, что в ходе проверки были установлены нарушения, выражающиеся в отсутствии в договоре информации, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также, что по результатам одной проверки общество привлечено к административной ответственности по каждому эпизоду заключения договора, сведения о которых перечислены в акте проверки, и учитывая, что при проведении одной проверки установлены нарушения, квалифицированные по части 1 и части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае банком совершено одно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно вынесение двух и более постановлений за совершение одного и того же правонарушения неправомерно.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает на наличие оснований для привлечения банка к административной ответственности. Считает, что всеми постановлениями по делам об административном правонарушении в отношении заявителя по результатам одной проведенной плановой проверки на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявитель привлечен к административной ответственности за отсутствие в договоре информации, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В представленном до начала судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу Банк просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. При этом заявитель указывает, что судом первой инстанции по тексту обжалованного решения сделан безосновательный вывод о нарушении прав потребителей отсутствием в договоре информации, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в связи с чем просит изменить мотивировочную часть судебного решения, отразив отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.10.2013 N 84 в отношении открытого акционерного общества "Ханты-Мансийский банк" была проведена плановая документарная выездная проверка юридического лица (л.д. 60-62).
Проверка проводилась по месту нахождения операционных офисов по адресам:
- в г. Ханты-Мансийске: по ул. Мира, 38; ул. Ленина, 39; ул. Энгельса, 3 (секция 7); ул. Гагарина, 284; ул. Строителей, 90; ул. Мира, 68; ул. Ямская, 10; ул. Энгельса, 3; ул. Мира, 108;
- в п. Горноправдинск, ул. Победы, 10Б;
- в п. Луговской, ул. Заводская, 2а;
- в г. Когалым, ул. Дружбы Народов, 41;
- в г. Лангепас, ул. Комсомольская, 9А;
- в пгт. Березово, ул. Ленина, 1а;
- в г. Белоярский, ул. Молодости, 11, микрорайон 6, д. 9;
- в г. Нижневартовск, ул. М. Джалиля, 10;
- в г. Мегион, ул. Строителей, 2/5;
- в г. Югорск, ул. Попова, 63;
- в г. Советский, ул. Макаренко 2а;
- в г. Нефтеюганск, ул. Набережная, 1;
- в г. Пыть-Ях, 2-й микрорайон, д. 5;
- в г. Радужный, 3-й микрорайон, д. 3А;
- в г. Сургут, ул. Маяковского. 12.
В ходе проведения проверки административным органом установлены нарушения части 1 статьи 16 и части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей), которые отражены в акте проверки от 20.11.2013 N 84 и приложении к нему (л.д. 41-55).
По факту нарушений прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, административным органом в отношении банка составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены постановления, которыми заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административных штрафов в размере 5 000 руб., в том числе и постановлением от 11.12.2013 N 225-ТО (л.д. 18, 19-20).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
11.03.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Как следует из содержания спорного постановления, основанием для его внесения послужило установление административным органом факта нарушения заявителем требований действующего законодательства в сфере защиты прав, выразившееся в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей и части 2 статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее по тексту - Закон N 395-1).
Исследовав обстоятельства дела и существо вменяемых правонарушений, апелляционная коллегия приходит к выводу о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно статьям 168, 836 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 30 Закона о банках и банковской деятельности заключаемый с банком и гражданином договор оформляется в письменном виде, при этом в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В ходе проведенной Управлением проверки, административным органом было установлено, что в договоре кредита и банковского вклада отсутствует существенная информация об имущественной ответственности Банка за нарушение кредитного договора от 25.03.2013 N 13-10/361-2013-ип, в том числе ответственность за нарушение обязательств по срокам выдачи кредита и по срокам осуществления платежей. Указанное обстоятельство заявителем не опровергается.
Вместе с тем, Банк в обоснование правомерности своих действий (бездействия) отмечает, что условия об имущественной ответственности по общему правилу не относятся к существенным условиям договора, в связи с чем, неуказание данных условий, по мнению заявителя, не является основанием для признания договора банковского вклада незаключенным, и, соответственно, у заявителя отсутствует обязанность по включению указанного условия в типовую форму договоров банковского вклада.
Судом апелляционной инстанции данный довод подателя жалобы отклоняется, поскольку, в силу прямого указания в законе, независимо от того относится ли оно к существенным условиям договора или нет, данное условие подлежит включению в типовую форму договоров банковского вклада, так как направлено на обеспечение защиты прав потребителей.
В целях обеспечения возможности гражданина сделать их правильный выбор, и сведения об услуге также должны содержаться в оформленном в письменном виде договоре, поскольку данные сведения предоставляются при заключении сделки путем ознакомления гражданина с текстом договора.
При этом, при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимается во внимание, что состав данного правонарушения считается оконченным с момента нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
При заключении кредитных договоров и принятии условий банка должны быть соблюдены требования действующего законодательства, установленные для конкретного вида отношений в части соблюдения прав потребителей.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в договорах информации, которая обязательно должна быть указана в силу статей 168, 836 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 30 Закона N 395-1, влечет наступление ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности возможно только за совершенное административное правонарушение. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности привлечения к ответственности за приготовление либо покушение на совершение административного правонарушения.
Само по себе наличие типовой формы договора, в котором нет необходимой и предусмотренной законом информации, может являться лишь поводом для проведения проверки, в ходе которой административный орган должен установить факт нарушения требований закона.
Таким образом, факт не включения в неподписанные сторонами проекты договоров условий, которые не содержат обязательную информацию, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из смысла изложенных выше норм следует, что основанием для привлечения к ответственности может быть только факт действительного отсутствия необходимой информации, подтверждаемый заключенным договором, порождающим правовые последствия для его сторон. Отсутствие именно в кредитном договоре (а не типовой форме) информации, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, образует событие рассматриваемого административного правонарушения.
Поскольку отсутствие существенной информации об имущественной ответственности Банка за нарушение кредитного договора от 25.03.2013 N 13-10/361-2013-ип, в том числе ответственности за нарушение обязательств по срокам выдачи кредита и по срокам осуществления платежей материалами дела подтверждается и не опровергается заявителем по существу, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Банка события вменяемого административного правонарушения.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного заявителю правонарушения.
По таким основаниям судом апелляционной инстанции не может быть удовлетворено требование заявителя, изложенное в апелляционной жалобе банка, об отражении в итоговом судебном акте выводов об отсутствии в действиях банка состава административного правонарушения.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Банком совершено одно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в производстве Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находится 32 дела (включая рассматриваемое), производство по которым возбуждено на основании заявлений банка о признании постановлений по делам об административных правонарушениях Управления в лице его территориальных отделов незаконными, и проверка деятельности всех подразделений банка проведена на основании одного распоряжения от 16.10.2013 N 84, по итогам которой составлен один акт от 20.11.2013 N 84, судом апелляционной инстанции признается необоснованным в силу следующего.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что вменяемые Банку административные правонарушения, несмотря на составление единого акта проверки, совершены в разное время и в разных местах (Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Югорск, Лангепас, Когалым и т.д.). При этом в связи с последним обстоятельством соответствующие дела об административных правонарушениях не могли быть рассмотрены одним органом и в одном производстве, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Так, в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено следующее, что в части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника)".
Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что Банком допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений в разное время, при заключении различных договоров с потребителями (в рассматриваемом случае - кредитный договор от 25.03.2013 N 13-10/361-2013-ип) и по разным адресам, заявитель, по мнению суда апелляционной инстанции, подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 11036/13.
Неправомерным суд апелляционной инстанции признает и вывод суда первой инстанции относительно того, что ввиду установления при проведении одной проверки нарушений, квалифицированных по части 1 и части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обязан был руководствоваться правилами, предусмотренными частью 2, пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенные обществом правонарушения охватываются одним противоправным бездействием.
На основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями) статей и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем в данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, отсутствует совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае были совершены самостоятельные правонарушения, подпадающие под разные составы, а именно: по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершено бездействие (неопределение имущественной ответственности банка), а по части 2 совершено действие (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя).
Данные правонарушения, совершенные банком, не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия применения частей 2 и 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом апелляционной инстанций не установлено. Наказание назначено административным органом в пределах санкции части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере (5 0000 руб.).
Принимая во внимание изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорное постановление является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем не подлежит отмене.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании постановления от 11.12.2013 N 225-ТО подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применении норм материального права) с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.03.2014 по делу N А75-130/2014-отменить принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества Ханты-Мансийский Банк (ОГРН 1028600001880) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 11.12.2013 N 225-ТО-отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-130/2014
Истец: ОАО Ханты-Мансийский банк
Ответчик: Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре