г. Красноярск |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А69-858/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2014 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В.
при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "20" мая 2014 года по делу N А69-858/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Санчат Э.А.
установил:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Отделение ФСС России, ИНН 1701033158, ОГРН 1021700510590) обратилось арбитражный суд с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида "Детский сад N 20 города Кызыла Республики Тыва" (далее - ответчик, учреждение, МБДОУ ДЕТСКИЙ САД N 20 г. Кызыла, ИНН 1701034747, ОГРН 1031700507520) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2766 рублей 81 копейка и пени в сумме 275 рублей 63 копейки.
Заявление Отделения ФСС России принято судом к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "20" мая 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Отделение ФСС России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим упрощенный порядок взыскания, акт проверки не составлялся, решение не выносилось, обоснованность начисления пени и взыскания недоимки подтверждается материалами дела.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отделением ФСС России проведена камеральная проверка в отношении учреждения за 4 квартал 2013 года на предмет своевременной уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой выявлено несоблюдение страхователем срока уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования. По результатам проверки выявлена недоимка и несоблюдение страхователем срока уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования. 06.02.2014 составлена справка N 577 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов.
Отделением ФСС России учреждению направлено требование об уплате недоимки, пени и штрафов N 526 по состоянию на 06.02.2014, которым учреждению предложено уплатить недоимку в сумме 2766 рублей 81 копейка и пени в сумме 275 рублей 63 копейки в срок до 24.02.2014.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения Отделения ФСС России в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением о взыскании недоимки и пеней.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно материалами дела, в частности заявлению, Отделение ФСС России просит взыскать с МБДОУ ДЕТСКИЙ САД N 20 г. Кызыла недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2766 рублей 81 копейка и пени в сумме 275 рублей 63 копейки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что заявитель в установленном порядке не подтвердил недоимку и обоснованность начисления пени актом камеральной проверки, решением о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности, расчетом по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований Отделения ФСС России ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, такие как организация.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховым взносам признается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 17 названного Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы (пункт 2).
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18 - 23, 25 - 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (статья 22.1 того же Федерального закона).
В соответствии с положениями частей 1 - 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится, в том числе с организации, которой открыт лицевой счет.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
При этом в силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В силу частей 3, 5 и 6 статьи 25 названного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 19 указанного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с частью 2 названной статьи взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 названной статьи решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В соответствии с частью 5.2 названной статьи в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В силу части 5.4 указанной статьи в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В случае если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам (часть 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Из пояснений представителя Фонда следует, что по результатам проведения камеральной проверки учреждения за 4 квартал 2013 года были установлены факты неуплаты и несвоевременной уплаты страховых взносов, в связи с чем, на сумму несвоевременно уплаченных страховых взносов были начислены пени и в адрес учреждения направлено соответствующее требование.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителя о том, что в силу приведенных выше норм законодательства в данном случае подлежал применению упрощенный порядок взыскания, в связи с чем, основания для составления акта проверки, принятия решение отсутствовали.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствуют основания для взыскания суммы недоимки в размере 2766 рублей 81 копейка.
Представленная заявителем справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 06.02.2014 N 577, составленная в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", не является достаточным доказательством для подтверждения факта задолженности учреждения.
Организация, зарегистрированная в качестве страхователя, обязана представлять в ФСС России расчетную ведомость формы 4-ФСС в соответствии с подпунктом 17 пунктом 2 статьи 17, абзацем 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В свою очередь соответствующий расчет, который бы подтверждал обоснованность взыскиваемой недоимки за 4 квартал 2013 года, Отделением ФСС России не представлен в материалы дела. Заявитель также не представил документ относительно состояния расчетов учреждения по начисленным взносам.
Кроме того, согласно расчету пени по платежам за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 начисление пеней произведено на суммы недоплаты (9620 рублей 56 копеек, 10 081 рубль 88 копеек, 10 800 рублей 95 копеек, 11 587 рублей 37 копеек, 11 587 рублей 37 копеек) с учетом доходов учреждения (9620 рублей 56 копеек, 461 рубль 32 копейки, 719 рублей 7 копеек, 786 рублей 42 копейки) и уплаты в сумме 9423 рубля 88 копеек. Соответствующая указанной в справке от 06.02.2014 N 577 и требовании N 526 от 06.02.2014 сумма недоимки в размере 2766 рублей 81 копейка в качестве задолженности отсутствует, факт ее наличия из расчета не следует.
Следовательно, заявитель не подтвердил факт наличия недоимки в предъявленном ко взысканию размере и обоснованность ее взыскания.
В части взыскания суммы пени суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что исполнение обязанности по уплате пеней как способа обеспечения своевременной уплаты страховых взносов не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате самих взносов.
Указывая на факт несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Отделение ФСС России не представило в материалы дела какие-либо доказательства относительно оснований уплаты страховых взносов, в том числе соответствующий расчет за 4 квартал 2013 года, доказательства несвоевременной уплаты страховых взносов.
Кроме того, согласно частям 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Из материалов дела следует, что требование об уплате недоимки, пени и штрафов от 06.02.2014 N 526 содержит указание на наличие недоимки по страховым взносам в сумме 2766 рублей 81 копейка за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 и задолженности по пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, в сумме 275 рублей 63 копейки, образовавшейся за указанный период.
Вместе с тем, указанное требование не содержит сведений об основаниях взыскания спорной суммы пени, ее расчет. В требовании отсутствует указание, в том числе на установленный законом срок уплаты страховых взносов, сумму недоимки по страховым взносам, на которую была начисления пеня, период просрочки уплаты недоимки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что содержание указанного требования не позволяет плательщику страховых взносов получить полную и достоверную информацию об основаниях начисления пени.
Ссылка заявителя на представленный расчет пени по платежам за период с 01.10.2013 по 31.12.2013, в котором указаны, в том числе: сроки уплаты страховых взносов, размер взносов, подлежащих перечислению, сумма и дата фактической уплаты задолженности, количество дней просрочки уплаты страховых взносов, ставка пени, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как наличие отдельного расчета не имеет правового значения при несоответствии содержания требования об уплате недоимки, пени и штрафов от 06.02.2014 N 526 положениям статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Заявитель не доказал факт направления указанного расчета ответчику. Указанный расчет датирован 05.03.2014, а требование об уплате недоимки, пени и штрафов от 06.02.2014 N 526 согласно списку отправленной почтовой корреспонденции было направлено в адрес ответчика 10.02.2014.
Кроме того, как указывалось выше, согласно расчету пени по платежам за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 пени начислены учреждению на иные суммы недоимки, нежели сумма недоимки, указанная в требовании от 06.02.2014 N 526. При этом согласно расчету сумма пени составляет 265 рублей 51 копейку, тогда как взыскиваемая сумма пени согласно требованию составляет 275 рублей 63 копейки.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для взыскания сумм недоимки и пени.
Следовательно, обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "20" мая 2014 года по делу N А69-858/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-858/2014
Истец: ГУ Региональное отделение фонда соцстраха РФ по РТ
Ответчик: МБДОУ д/с N 20 г. Кызыла, МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей и юношества г. Кызыла, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад N20 города Кызыла Республики Тыва"