г. Хабаровск |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А73-5689/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 07.07.2014
по делу N А73-5689/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановлений от 25.04.2014 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам N N 38768/12/01/27, 23167/12/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 25.04.2014, вынесенных в рамках исполнительных производств N N 38768/12/01/27, 23167/12/01/27, которыми Министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 07.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
14.08.2012 Отделом судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046871382, выданного 15.06.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска, в соответствии с решением от 13.02.2012 по делу N 2-897/2012 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Бублец Екатерине Викторовне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска на состав семьи из одного человека размером не менее 18 кв. м общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 38768/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление.
Указанным постановлением Министерству установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение Министерством требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 08.07.2013 о взыскании с Министерства исполнительского сбора по исполнительному производству N 38768/12/01/27 в размере 5 000 руб.
По состоянию на 02.04.2014 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем Министерству выдано требование от 02.04.2014 N 38768/14/01/27 об исполнении решения суда в срок до 15.04.2014. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Требование получено Министерством 10.04.2014.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
16.04.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 011852/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
25.04.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным лицом отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Кроме того, 07.06.2012 Отделом судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 041048593, выданного 09.04.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 22.02.2012 по делу N 2-1506/12 об обязании Министерства предоставить Мантровой Евгении Олеговне благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах г.Комсомольска-на-Амуре, на состав семьи из одного человека размером не менее 18 квадратных метров общей площади, возбуждено исполнительное производство N 26167/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение Министерством требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 06.05.2013 о взыскании с Министерства исполнительского сбора по исполнительному производству N 26167/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.06.2013 по делу N 2-4749/13 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 06.05.2013 отказано.
По состоянию на 04.04.2014 решение суда Министерством исполнено не было, что послужило основанием для выдачи ему судебным приставом-исполнителем требования от 04.04.2014 N 31089/14/001/27 об исполнении решения суда в срок до 14.04.2014. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Вышеуказанное требование получено Министерством 10.04.2014.
Этим же требованием Министерство уведомлено о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
15.04.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отношении Министерства, в отсутствие его надлежаще извещенного законного представителя, составлен протокол N 011849/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 15.04.2014, полученным Министерством 17.04.2014, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 25.04.2014 в 14 час. 00.
25.04.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, Министерство обжаловало их в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительных листов Центрального районного суда г. Хабаровска возбуждены исполнительные производства N 38768/12/01/27 от 14.08.2012 и N 26167/12/01/27 от 07.06.2012.
Согласно требованиям указанных исполнительных документов на Министерство возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение гражданам Бублец Е.В. и Мантровой Е.О. соответственно.
Постановлениями о возбуждении исполнительных производств должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительных документов, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требований исполнительных
документов в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений от 08.07.2013 по исполнительному производству N 38768/12/01/27 и от 06.05.2013 по исполнительному производству N 26167/12/01/27 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по каждому исполнительному производству.
В ходе указанных выше исполнительных производств должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решений суда. В ответ от Министерства поступали только информационные письма, в которых должником указывалось на наличие обстоятельств, препятствующих исполнению решений суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске и в г. Комсомольске-на-Амуре.
Требованиями должник предупреждался о наступлении административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Однако в установленные сроки требования исполнительных документов исполнены не были. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства ЖКХ заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Бублец Е.В. и Мантровой Е.О. благоустроенных жилых помещений.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Обращение должника с заявками в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартир для указанных граждан не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателям не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемых постановлений.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.07.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5689/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5689/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральнму району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральнму району города Хабаровска