г. Саратов |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А12-8949/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Захарова О.В., действующего на основании доверенности N 04-01-06-01/854 от 28.05.2014, представителя открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" Парамоновой С.А., действующей на основании доверенности N 20 от 30.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2014 года по делу N А12-8949/2014 (судья И.В. Кулик)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании недействительным пункта 4 предписания N 3468 от 10.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) N 3468 от 10.12.2013.
Решением суда первой инстанции от 09 июня 2014 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 4 предписания инспекции N 3468 от 10.12.2013 в части обязания ОАО "Волгоградэнергосбыт", начиная с декабря 2013 года, не производить перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии.
Административный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Махониной Н.Г. от 07.11.2013 N 3468 с целью проверки доводов обращения гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Республиканская, д. 70, кв. 13, по вопросам обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужны, в период с 22.11.2013 по 19.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Волгоградэнергосбыт", по результатам которой составлен акт проверки N 3468 от 10.12.2013, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
10.12.2013 административным органом обществу выдано предписание N 3468 об устранении нарушений обязательных требований, согласно пункту 4 которого ОАО "Волгоградэнергосбыт" надлежит, начиная с декабря 2013 года не производить не предусмотренный действующим законодательством перерасчет платы за общедомовые нужды.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что указанный пункт выданного административным органом предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону, ущемляет права общества как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку запрещает производить какой-либо перерасчет платы за общедомовые нужды, в то время как Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлена возможность такого перерасчета при наличии соответствующих оснований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в которой используется показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
Согласно пункту 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг данный показатель для коммунальной услуги электроснабжения в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12, в которой используются такие показатели, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным прибором учета, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета, объем коммунального ресурса, определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который, кроме того, также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению, общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в августе - октябре 2013 года ОАО "Волгоградэнергосбыт" произвело перерасчет размера платы за общедомовые нужды за июль - сентябрь 2013 года.
В заявлении, поданном в арбитражный суд, ОАО "Волгоградэнергосбыт" указало, что основанием для перерасчета послужило представление неверных показаний индивидуальных приборов учета либо непредставление показаний.
В акте проверки от 10.12.2013 N N 3468 административный орган указал, что в августе 2013 года произведен перерасчет платы за общедомовые нужды за июль 2013 года по нормативу потребления, при этом при расчете платы применялись площади дома 1159,4 кв.м и 682 кв.м, не подтвержденные данными технического паспорта на дом или справкой БТИ. Перерасчет производился при предоставлении достоверных, актуализированных показаний индивидуальных приборов учета за прошлый период (январь - август 2013 года) помесячно путем снятия ранее начисленной и предъявления новой платы в графе "ОДН перерасчет" с применением представленных показаний индивидуальных приборов учета.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрена возможность перерасчета платы за общедомовые нужды, в связи с чем выдала обществу оспариваемое предписания.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод административного органа обоснованно признан ошибочным судом первой инстанции, поскольку при расчете платы за общедомовые нужды подлежит учету объем коммунального ресурса, потребленный конкретным потребителем в квартире, оснащенной индивидуальным прибором учета.
Правила предоставления коммунальных услуг не содержат прямого запрета производить перерасчет платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, в случае изменения объемов потребления индивидуальных приборов учета в жилом помещении (квартире) и признания таких изменений ресурсоснабжающей организацией достоверными.
Доказательств отсутствия законных оснований для применения ОАО "Волгоградэнергосбыт" измененных показателей индивидуальных приборов учета электроэнергии административным органом в материалы дела не представлено.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 61 Правил предоставления коммунальных услуг если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Апелляционная коллегия считает, что основываясь на положениях пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при оценке наличия или отсутствия права ресурсоснабжающей организации (исполнителя) производить перерасчет платы за общедомовые нужды применимы по своему общему содержанию положения пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, которые фактически предоставляют возможность производить перерасчет в случае изменения показаний индивидуальных приборов учета при наличии предусмотренных законом оснований.
Между тем, из оспариваемого пункта предписания следует, что административный орган полагает невозможным проведение перерасчета платы на общедомовые нужды независимо от расчетного периода проведения перерасчета, оснований принятия измененных показаний.
Учитывая, что первоначальный размер платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, исчислен обществом в меньшем размере, чем после произведенного на основании достоверных, актуализированных показаний индивидуальных приборов учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводы о нарушении в рассматриваемом случае права заявителя на получение оплаты за предоставленную им коммунальную услугу.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Между тем, пункт 4 предписания инспекции N 3468 от 10.12.2013 содержит лишь категоричный вывод об отсутствии законных оснований для проведения перерасчета платы за общедомовые нужды без учета положений пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих возможность проведения перерасчета.
В оспариваемом предписании административный орган не указал перечень оснований, по которым обществом не может быть произведен перерасчет платы за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы, в связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что формулировка оспариваемого пункта предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа.
Суд апелляционной инстанции соглашает с выводом суда первой инстанции о том, что неконкретизированный и немотивированный запрет административного органа ОАО "Волгоградэнергосбыт" производить перерасчет платы за общедомовые нужды нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ОАО "Волгоградэнергосбыт" о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 3468 от 10.12.2013.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2014 года по делу N А12-8949/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8949/2014
Истец: ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области