г. Пермь |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А60-11255/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя ОАО "Аэропорт Кольцово" (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446) - Нежданов С.В., паспорт, доверенность от 01.03.2014 года N 272;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ОАО "Аэропорт Кольцово"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года
по делу N А60-11255/2014,
принятое судьей Н.И.Ремезовой
по заявлению ОАО "Аэропорт Кольцово"
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган), выраженного в письме N 20-10/03746 от 03.03.2014, об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники (модель ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01, заводской номер 00078000) недействительным в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением, о создании обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д. 1 (1, 2, 3 абзацы сверху стр. 3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Аэропорт Кольцово" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение норм материального права и неправомерность выводов налогового органа о необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.02.2014 Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области с заявлениями по регистрации контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) - модель ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01, заводской номер 00078000 с местом установки по адресу: г. Екатеринбург, пл. Бахчиванджи, 1, терминал ВВЛ.
По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом 03.03.2014 вынесено решение N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники.
Заявитель, не согласившись с принятым решением от 03.03.2014 N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники в части, касающейся необходимости представления заявлений по регистрации ККТ обособленным подразделением Открытого акционерного общества " Аэропорт Кольцово ", обратился в УФНС России по Свердловской области с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Свердловской области решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, выраженное в письме N 20-10/03746 от 03.03.2014, оставлено без изменений, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, Открытое акционерное общество " Аэропорт Кольцово " обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Свердловской области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения от 03.03.2014 N 20-10/03746 незаконным, на основании чего, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием отказа обществу в регистрации контрольно-кассовой техники послужил вывод инспекции о том, что в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют сведения о регистрации филиала или обособленного подразделения по адресу использования ККТ, кроме того, заявление представлено не обособленным подразделением - пользователем ККТ, а ОАО "Аэропорт Кольцово".
Порядок применения и требования к контрольно-кассовой технике на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), контроль за соблюдением которого возложен на налоговый орган (ст. 7).
Статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ на организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, возложена обязанность осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах. Пунктом 1 ст. 4 данного Закона установлено, что контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Регистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах является условием допуска данной ККТ к применению. При этом вышеуказанными правовыми нормами Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ регистрация ККТ в налоговых органах предусмотрена как в качестве самостоятельной обязанности организации (за исключением кредитных организаций), и индивидуальных предпринимателей, так и в качестве условия применения ими ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ предусмотрено, что ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, указанная норма регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не входящих в их состав обособленных подразделений.
Для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Апелляционный суд отмечает, что в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ обособленное подразделение юридического лица не является самостоятельным юридическим лицом, вывод ИФНС об обязанности обособленного подразделения обращаться самостоятельно с заявлением о регистрации ККТ, как пользователя ККТ, не обоснован.
Исходя из смысла указанных норм, пользователем ККТ и лицом, на которого ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ возложена обязанность по регистрации ККТ, в данном случае является юридическое лицо - ОАО "Аэропорт Кольцово".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что условия, необходимые для регистрации контрольно-кассовой техники, были соблюдены ОАО "Аэропорт Кольцово", заявление о регистрации ККТ было представлено юридическим лицом, являющимся пользователем ККТ.
Таким образом, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, выраженное в письме N 20-10/03746 от 03.03.2014 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники подлежит признанию недействительным в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением.
Выводы суда первой инстанции о законности принятого налоговым органом решения в указанной части основаны на неверном применении норм материального права.
Кроме того, обществом заявлено требование о признании решения N 20-10/03746 от 03.03.2014 недействительным в части, касающейся выводов инспекции о создании обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д. 1.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Исходя из ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Указанный в решении N 20-10/03746 от 03.03.2014 вывод о том, что по указанному адресу ОАО "Аэропорт Кольцово" оборудуется стационарное рабочее место и создается обособленное структурное подразделение, исходя из буквального толкования, означает описание возможного предстоящего процесса и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом отказ в предоставлении государственной услуги в указанной части не возлагает на общество дополнительных обязанностей и не влечет ответственности за их невыполнение.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что вопрос о регистрации обособленного подразделения общества является самостоятельным и не подлежит разрешению в рамках настоящего спора.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа в части приведенных мотивов отказа в предоставлении государственной услуги не подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года подлежит частичной отмене, апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года по делу N А60-11255/2014 отменить в части.
Заявленное требование удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, выраженное в письме N 20-10/03746 от 03.03.2014 года об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017) в пользу ОАО "Аэропорт Кольцово" (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446) госпошлину в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить ОАО "Аэропорт Кольцово" (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.06.2014 года N 3397.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11255/2014
Истец: ОАО "АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области