г.Москва |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А40-43443/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Егуновым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Бизнес-Недвижимость" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2014 по делу N А40-43443/14, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-370),
по заявлению ЗАО "Бизнес-Недвижимость" (г. Москва, Милютенский пер., д. 25, стр. 1)
к ГУ МЧС России по г. Москве, в лице Заместителя начальника 2 РОНД УЗАО ГУ МЧС Москвы Волкова С.А.
о признании незаконным постановлений от 06.03.2014 N 24/101 и N 24/102 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Кудинов Д.И. по доверенности N 08 от 21.10.2013; |
от ответчика: |
Вишневский Д.Г. по доверенности N 419-25 от 28.11.2013; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Бизнес-Недвижимость" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений 2 Регионального отдела надзорной деятельности Управления по Западному административному округу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Москве (далее - административный орган, ответчик) от 06.03.2014 г. N N 24/101 и 24/102, принятых в связи с привлечением Общества к административной ответственности по ч.ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ и назначением ему административных наказаний в виде административного штрафа 150 000 руб. и 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.06.2014 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и составов вменяемых ему правонарушений, признав порядок и сроки привлечения к ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, собранные административным органом доказательства не способны подтвердить юридически значимые обстоятельства нарушения юридическим лицом требований законодательства в области пожарной безопасности, как впрочем и наличия вины в совершении вменяемых правонарушений. Указывает на нарушение ответчиком порядка и процедуры привлечении Общества к административной ответственности, не позволивших полностью и всесторонне рассмотреть дела об административных правонарушениях, Полагает, что Общество не может повторно нести ответственность за одно и то же административное правонарушение.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика с решением суда первой инстанции согласен, доводы апелляционной жалобы, а также указанные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, в период с 17.02.2014 г. по 20.02.2014 г. должностными лицами ответчика на основании распоряжения от 23.01.2014 г. N 20 (т.1, л.д.86-88) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Ярцевская, д.36, корп.1.
В ходе проверочных мероприятий, административным органом выявлены многочисленные нарушения требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" и иных нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащими требования пожарной безопасности.
По результатам проверки 20.02.2014 г. в отношении Общества были составлены протоколы об административном правонарушении N N 101 и 102 по признакам составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ (т.1, л.д.93-95, 100-102).
Оспариваемыми постановлениями уполномоченного должностного лица административного органа от 06.03.2014 г. N N 24/101 и 24/102 Общество назначены административные наказания в виде штрафов в размере 150 000 руб. и 200 000 руб. по каждому из совершенных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ (т.1. л.д.96-98, 103-105).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав аргументы и пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под требованиями пожарной безопасности следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям ст.37 Закона о пожарной безопасности организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст.38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ 01-03).
В свою очередь, п.2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Именно Общество, а не иной хозяйствующий субъект является ответственным за соблюдение Правил противопожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Ярцевская, д.36, корп.1.
События вменяемых Обществу административных правонарушений отражены и зафиксированы в протоколах об административном правонарушении N N 101 и 102:
- в нарушение п. 3 ППР, отдельные сотрудники допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- в нарушение п. 22 ППР, на объекте не организованно проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями;
- в нарушение п. 34 ППР, дверь на путях эвакуации (выход из лестничной клетки (правое крыло) открывается не по направлению выхода из здания;
- в нарушение п. 61 ППР, на объекте не храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- в нарушение п. 63 ППР, на объекте в полном объеме не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
- в нарушение п. 24 ППР, руководитель организации не организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестницы и ограждений на крыше с составлением соответствующего акта испытаний;
- в нарушение п. 61 ППР на объекте не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации) (формирование команды на управление оповещения о пожаре, происходит при срабатывании одного пожарного извещателя);
- в нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97*, для отделки стен на путях эвакуации (лестничные клетки) применен материал - масляная краска не имеющий соответствующего сертификата, определяющего его показатели по распространению пламени по поверхности, дымообразующей способности и токсичности;
- в нарушение п. 6.16 СНиП 21-01-97*, ширина эвакуационных выходов (поэтажный коридор) в отдельных местах менее 1.2 м.;
- в нарушение п. 6.26* СНиП 21-01-97*, в коридорах, при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, ширина эвакуационного пути не соответствует нормам положенности;
- в нарушение п. 7.23* СНиП 21-01-97*, лестница, из подвального помещения ведущая в помещения первого этажа не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; в нарушение п. 12.41. НПБ 88-2001 Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" отдельные ручные пожарные извещатели установлены на стенах на высоте менее 1.5 м от уровня пола;
- в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2001 Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" помещение, где расположен прибор приемно-контрольный (пожарный пост) не оборудовано аварийным освещением; отсутствует естественное освещение; площадь помещения менее 15 м2;
- в нарушение п. 1.158* СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения, в здании, в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50-ти и более человек не предусмотрено дымоудаление.
В соответствии с нормами ч.1-2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае, апелляционный суд считает факт совершения Обществом административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч.ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ подтвержденным материалами дела а вину Общества в их совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Подобные действия Общества, по мнению апелляционного суда, содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что у него отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд не установил нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Согласно требованиями ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Как следует из разъяснений, отраженных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что заявитель был извещен как о времени и месте составления протоколов, так и рассмотрения дел об административных правонарушениях (т.1 л.д. 92, 100).
Оспариваемые постановления приняты должностным лицом ответчика в пределах полномочий, установленных ст.6 Закона о пожарной безопасности, п.п.1,2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 820, п.п.8.4, 18 и приложения N 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. N 517, зарегистрированным в Минюсте РФ 31.10.2007 г. N 10424.
С учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административные наказания назначены административным органом в пределах санкций, предусмотренных ч.ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ. Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
В соответствии с положениями ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно положениям ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела усматривается, что Обществом было совершено не одно действие (бездействие), а несколько правонарушений, имеющих самостоятельную взаимоисключающую правовую регламентацию, что свидетельствует о наличии не одного, а нескольких отдельных составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ. Действующее законодательство разделяет рассматриваемые группы правонарушений и указывает на несколько различных составов административных правонарушений, за каждое из которых для юридических лиц установлена административная ответственность в виде назначения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Апелляционный суд учитывает, что рассматриваемые нарушения юридическим лицом правила пожарной безопасности были выявлены в разный период, в результате различных проверок в отношении разных организаций, осуществляющих в проверяемый период полномочия собственника указанных выше помещений.
Поскольку заявитель совершил совокупность различных действий и бездействий, содержащих признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для признания оспариваемых постановлений противоречащими требованиям ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Указанные выводы корреспондируются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.10.2009 N 6417/09.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемые постановления законными и обоснованными, принятыми полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.06.2014 по делу N А40-43443/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43443/2014
Истец: ЗАО "Бизнес-Недвижимость"
Ответчик: 2 РОНД УЗАО ГУ МЧС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ, ГУ МЧС России по гор Москве, в лице Заместителя начальника 2 РОНД УЗАО ГУ МЧС Москвы, Волкова С. А.