г. Москва |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А40-187261/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2014 по делу N А40-187261/13, судьи Зотовой Е.А.
по заявлению ООО "Международный парк развлечений и туризма" (ОГРН 1027700558126; 109072, г.Москва, Болотная площадь, л. 10, стр. 16)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г.Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
третье лицо: ГУП г.Москвы "МосГорБТИ"
о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 77/601/13-99753 и N 77/601/13-99758,
при участии:
от заявителя: |
Галактионов В.А. по доверенности от 20.08.2014 N 9/14; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2014, принятым по данному делу, удовлетворены требования ООО "Международный парк развлечений и туризма" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения ФГУП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - ответчик) от 22.11.2013 N 77/601/13-99753 и N 77/601/13-99758 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и выдачи кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: г. Москва, Софийская набережная, д. 24/2, стр. 1 и стр. 2. Суд первой инстанции обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить нарушения прав ООО "Международный парк развлечений и туризма".
При этом суд исходил из того, что решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Пояснил, что решение суда исполнено, кадастровые паспорта выданы, копии просил приобщить к материалам дела, как и письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Международный парк развлечений и туризма" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: г. Москва, Софийская набережная, д.24/2, стр. 1 и стр. 2, согласно с свидетельством о государственной регистрации права серия 77 АД 009471 от 26 марта 2007 г. и свидетельством 77 АД 009472 от 26 марта 2007 г.
Являясь собственником указанных объектов недвижимости, заявитель обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с последующей выдачей кадастровых паспортов.
В комплектах документов, представленных заявителем в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве (регистрационные номера 77-0-1-22/3003/2013-13087, 77-0-1-22/3003/2013-13088 от 28.08.2013) содержались все необходимые согласно Административному регламенту Росреестра документы, в том числе дополнительно были представлены кадастровые паспорта на здания от 12.02.2010, выписки из технических паспортов от 16.08.2013.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 25.09.2013 принято решение о приостановке осуществления кадастрового учета по мотивам отсутствия в Росреестре актуальных сведений об указанных объектах недвижимости.
Несмотря на предоставление заявителем дополнительных сведений, выписок из технических паспортов от 16.08.2013, 22.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве сообщено об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по причине противоречий сведений в части указания назначений и площадей объектов недвижимости.
Заявитель, считая отказ необоснованным и незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
На момент оформления право собственности на объекты, форма свидетельства о государственной регистрации права была установлена Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приложение N 14), утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. В соответствии с п. 31 названных Правил в графе "Площадь" указывалась общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий - по внутреннему обмеру).
Общая площадь здания определена в документах в соответствии с п. 5 приложения 2 СНиПа 2.08.01-89 "Жилые здания" и п. 3.38 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37: как сумма площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий; площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.
В свидетельствах о государственной регистрации права серия 77 АД 009471 от 26.03.2007 и 77 АД 009472 от 26.03.2007 указана площадь объектов права 1755, 5 кв. м. и 581 кв. м., что соответствует данным выписок из технических паспортов от 16.08.2013 Общая площадь объекта права по адресу: г. Москва, Софийская наб., д. 24/2. стр.1 составляет 1755, 5 кв. м. состоящая из общей площади 1614,8 кв. м., площади лестничных клеток 120,5 кв. м. и других помещений 20,2 кв. м. В кадастровом паспорте от 31.07.2012, в п. 1.9 Примечаний указана площадь, не входящая в общую площадь здания в п. 1.3 (1 614,8 кв. м.), в размере 140,7 кв. м.
Общая площадь объекта права по адресу: г. Москва, Софийская наб., д. 24/2. стр.2 составляет 581 кв. м. состоящая из общей площади 535,7 кв. м., площади лестничных клеток 36,5 кв. м. и других помещений 8,8 кв. м. В кадастровом же паспорте от 31.07.2012, в п. 1.9 Примечаний указана площадь, не входящая в общую площадь здания в п. 1.3 (535,7 кв. м.), в размере 45,3 кв. м.
Данные площади, указанные в Свидетельствах о государственной регистрации права серия 77 АД 009471 от 26.03.2007 и 77 АД 009472 от 26.03.2007, также подтверждается заключением Центрального ТБТИ от 04.07.2012 N 2310303480.
Таким образом, противоречия в указании площадей объектов недвижимости не наблюдается.
Согласно части 3 статьи 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). К уникальным характеристикам такого объекта недвижимости как здание относятся кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН, адрес, площадь (пункт 2,4,6 части 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости).
Назначение здания относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как здание, включаемых в ГКН (пункт 15 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости). Указанные сведения не свидетельствуют о формировании здания как объекта прав, а указывают на необходимость его использования в соответствии с определенными целями.
Так, в Свидетельствах о государственной регистрации права серия 77 АБ 544983 от 27.02.2004 и 77 АБ 534816 от 27.02.2004 назначение зданий не содержится.
В выписках из технических паспортов от 16.07.2003 указано, что здания списаны с жилого фонда на время реконструкции. В кадастровых паспортах от 31.07.2012 и выписках из технических паспортов от 31.07.2012 также указано, что объекты находятся в стадии капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости ведение ГКН осуществляется на основе принципов единства технологии, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, а также сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка (в том числе постановка на государственный кадастровый учет, учет изменений объекта недвижимости и внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН), сопровождается принятием соответствующего решения. Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, подписывается должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.
В предусмотренных Законом о кадастре недвижимости случаях решение о внесении кадастровых сведений в ГКН принимается на основании документов, поступающих в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (пункт 28 Порядка). Согласно пункту 4 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в ГКН при условии соответствия их содержания и способа их представления Положению.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре недвижимости особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре недвижимости. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре недвижимости состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре недвижимости особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре недвижимости, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (ч. 11 ст. 45 Закона).
Согласно п. 8 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 N 1, орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта.
Пунктом 39 данного Порядка предусмотрено, что сведения об объекте технического учета, содержащиеся в копии технического паспорта, включаются в раздел ГКН - Реестр объектов недвижимости с учетом состава сведений, установленного ст. 7 Закона о кадастре.
Таким образом, оспариваемые действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не соответствуют требованиям действующего законодательства и препятствует реализации принадлежащих ООО "Международный парк развлечений и туризма" прав собственника объектов недвижимого имущества, в том числе возможности отчуждения принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости, в связи с чем, заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции в соответствии с приведенной нормой Кодекса сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных ООО "Международный парк развлечений и туризма" требований.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Международный парк развлечений и туризма".
Кроме того, как пояснил заявитель в судебном заседании и указал в письменных пояснениях, ответчиком внесены испрашиваемые заявителем сведения в ГКН, 16.07.2014 заявителем получены кадастровые паспорта на здания с испрашиваемыми параметрами площадей 535,7 кв.м. и 1614,8 кв.м., о чем указано в сопроводительном письме от 10.07.2014 N 2.11/08835.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2014 по делу N А40-187261/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187261/2013
Истец: ООО "Международный парк развлечений и туризма"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФПК Росреестра
Третье лицо: ГУП г. Москвы "МосГорБТИ", ГУП МосгорБТИ