г. Ессентуки |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А20-4444/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2014 по делу N А20-4444/2014 (судья Ф.М. Тишкова)
по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1060721063, ИНН 0721017836), г. Нальчик
об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя с привлечением заинтересованных лиц:
- Нальчикский городской отдел Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике;
-Управление федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике;
-ГУ Региональное отделение фонда социального страхования (взыскатель);
- ГУ ОПФР по КБР (взыскатель);
- ОАО "Кабардино-Балкарский государственный институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог и мостов" (должник),
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: эксперта-оценщика Губжокова Тимура Владимировича, г. Нальчик
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Нальчикского городского отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики Карасова Ш.М. об оценке вещи или имущественного права от 06.09.2013 года недействительным.
Определением суда от 03.10.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены (л.д.1 т.1):
- Нальчикский городской отдел Управления федеральной службы судебных приставов России по Кабардино-Балкарской Республики;
- Управление федеральной службы судебных приставов России по Кабардино-Балкарской Республики
-Государственное учреждение- Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР (взыскатель); - ГУ ОПФР по КБР (взыскатель);
- ОАО "Кабардино-Балкарский государственный институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог и мостов" (должник).
Определением суда от 27.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен эксперт-оценщик Губжоков Тимур Владимирович (л.д.100т.1).
Решением от 23.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.05.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на исполнении в Нальчикском городском отделе УФССП по КБР находится сводное исполнительное производство 37961/13/09/07/СД, должником по которому является ОАО "Кабардино-Балкарский государственный институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог и мостов".
Как следует из материалов дела и исполнительного производства, на основании исполнительного листа Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.04.2013 серии АС 001275816 по делу N А20-367/2013 о взыскании с ОАО "Кабардино-Балкарский государственный институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог и мостов" в пользу Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики 560 000 руб. задолженности по дивидендам и 19250 руб. процентов, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 16.07.2013 N73671/13/09/07.
Судебный пристав-исполнитель Карасов Ш.М. в рамках данного исполнительного производства 22.07.2013 произвел опись и арест имущества, принадлежащего должнику - основного здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А; а также гаража, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А.
26 июля 2013 года судебным пристава-исполнителя вынесено постановление о назначении специалиста-оценщика Губжокова Т.В. для определения рыночной стоимости спорного имущество, арестованного ранее по акту от 22.07.2013.
Оценщиком Губжоковым Т.В. произведена оценка основного здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А в размере 2 136 000 руб; а также гаража, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А в размере 233 000 руб., по результатам которой составлен отчет об определении рыночной стоимости арестованного недвижимого имущества N53/13/А от 23.08.2013 (л.д.1 т.2).
06 сентября 2013 года на основании полученного отчета оценщика N 53/13/А от 23.08.2013 судебным приставом-исполнителем Карасовым Ш.М. принято постановление об оценке вещи или имущественного права, согласно которому установлена рыночная стоимость подвергнутых аресту объектов недвижимого имущества, составляющая соответственно 2 136 000 руб. и 233000 руб. (л.д.33 т1).
06 сентября 2013 года судебным приставом-исполнителем Карасовым Ш.М. вынесено постановление о передаче на реализацию указанных объектов по указанной стоимости.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики, не согласилось с указанной в отчете стоимостью оцениваемого объекта и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству заявителя по делу была проведена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
-определить рыночную стоимость основного здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А;
- определить рыночную стоимость гаража, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N 1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А.
Выводы эксперта изложены в заключении судебной экспертизы N 01АР/02-14 (эксперт-оценщик Яхутлов А.Х.) (л.д.3 т.3).
В соответствии со статьей 329 АПК РФ, постановления судебного пристава-исполнителя и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействия судебного пристава-исполнителя необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлен принцип законности.
Статьями 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, предоставляет сторгнам исполнительного производства или их представителя возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать их них выписки, снимать с них копии. Рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Обязанность судебного пристава-исполнителя привлечь для оценки данного имущества вытекает из пункта 1 части 2, пункта 3 части 4 и части 7 статьи 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Согласно пункту 19 Федерального стандарта оценки информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если она соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, которые исследовались оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что в силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе, в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документов, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете -достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектов оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица.
В связи с этим судам рекомендовано учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона об исполнительном производстве оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. В связи с чем, даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекает независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
Из пункта 2 вышеуказанного письма ВАС РФ следует, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Из представленного суду отчета оценщика о стоимости спорного имущества N 53/13/А от 23.08.2013 (эксперт-оценщик ИП Губжоков Т.В.) суд сделал правильный вывод о том, что он не может быть признан надлежащим доказательством в силу следующего.
Оценочная деятельность осуществляется на территории РФ на основании Федерального закона от 29.07.2008 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". Требования к проведению оценки предусматривают Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, которые утверждены Постановлением правительства РФ от 06.07.2011 N 519. Стандарты оценочной деятельности установлены статьей 20 Закона об оценочной деятельности. Федеральные стандарты оценки утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, N 255, N 254.
Отчет оценщика о стоимости спорного имущества N 53/13/А от 23.08.2013 (эксперт-оценщик ИП Губжоков Т.В.) не соответствует Закону об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
В отчете об оценке спорного имущества, принадлежащего должнику следует, что стоимость имущества должника произведено судебным приставом-исполнителем без учета фактического использования должником земельного участка на котором располагаются спорные нежилые объекты, в оспариваемом акте не оценено право пользования (собственности) спорным земельным участком, на котором располагаются спорные объекты) и не произведена ее оценка.
При таких обстоятельствах отсутствие в оценке учета земельного участка при определении стоимости имущества должника, на котором располагаются спорные объекты, по которой оно выставляется судебным приставом-исполнителем на реализацию, нарушает права должника на адекватную оценку его имущества и приводит к неосновательному обогащению приобретателей соответствующего имущества.
Таким образом, указанные недоработки данного отчета свидетельствуют о том, что стоимость имущества должника, определенная в отчете N 53/13/А от 23.08.2013 (эксперт-оценщик ИП Губжоков Т.В.) не соответствует его (имущества) действительной рыночной стоимости, а потому оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует требования закона об исполнительном производстве и нарушает права и законные интересы должника в исполнительном производстве.
В проведенном в ходе судебного разбирательства заключении судебной экспертизы N 01АР/02-14 (эксперт-оценщик ИП Яхутлов А.Х.) подтверждаются выводы о том, что отчет N 53/13/А от 23.08.2013 не соответствует законодательству, поскольку, судебное заключение содержит выводы, в том числе и по земельному участку, согласно которому:
1. рыночная стоимость основного здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А по состоянию на 15.01.2014 без учета стоимости земельного участка, округленно составляет 2 280 000 руб.;
2. рыночная стоимость гаража, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N 1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А без учета стоимости земельного участка, округленно составляет 195 000 руб.;
3. рыночная стоимость земельного участка, на котором расположены строения (основное здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002; гараж, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003) с кадастровым номером N07:09:0102079:0037, как незастроенного по состоянию на 15.01.2014 округленно составляет 3 270 000 руб.;
4. рыночная стоимость основного здания с пристройкой, 1-этажный, общей площадью 194,9 кв.м., инв.N 1627а, усл.07-09-01-00400:002, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А по состоянию на 15.01.2014 с учетом стоимости земельного участка, округленно составляет 2 280 000 руб.
5. рыночная стоимость гаража, общей площадью 18,30 кв.м., инв.N 1627а, лит.Г усл.07-09-01-00400-003, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул.Ленина,49А с учета стоимости земельного участка, округленно составляет 485 000 руб.;
6. рыночная стоимость рассматриваемой недвижимости в составе рассматриваемого основного здания и гаража составляет 5 745 000 руб.
Исследовав заключение судебной экспертизы N 01АР/02-14 арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что оценка имущества произведенная оценщиком Яхутловым А.Х. соответствует Закону Об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в судебном заключении основаны на расчетах, заключениях и иной информации, полученной в результате исследования рынка, анализе представленной информации об объекте с учетом земельного участка, на котором располагаются спорные объекты.
Оценка имущества является стадией обращения взыскания на имущество должника, несоблюдение при этом норм действующего законодательства может привести к нарушению имущественных прав должника.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2014 по делу N А20-4444/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2014 по делу N А20-4444/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4444/2013
Истец: Министерство государственного имущества и земельных отношений КБР
Ответчик: НГО УФССП по КБР
Третье лицо: ГУ-ОПФ РФ по КБР, ГУ-РО ФСС РФ по КБР, И.П. Губжоков Т. В. - эксперт оценщик, ОАО "Кабардино-Балкарский государственный институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог и мостов", Судебному приставу-исполнителю НГО УФССП по КБР Карасову Ш. М., УФССП РФ по КБР, Яхутлов А. Х., Яхутлов А. Х..(эксперт оценщик), Государственное учреждение-отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики, ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР, Нальчикский городской отдел Управления федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, Судебный пристав-исполнитель НГО УФССП по КБР Карасов Ш. М., Управление Федеральной службы судебных приставов России по Кабардино-Балкарской Республике