г. Киров |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А31-268/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Буториной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондаковой О.С.,
при участии представителей
заявителя: Добровольской Е.С. по доверенности от 09.01.2014,
заинтересованного лица: Зверева Д.В. по доверенности от 08.05.2014, Отрубиной Н.И. по доверенности от 08.05.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2014 по делу N А31-268/2014, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
(ИНН: 4401050246, ОГРН: 2104401130690)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области
(ИНН: 4414009051, ОГРН: 1044469013621)
о признании недействительным решения от 31.10.2013 N 51,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (далее - Инспекция) от 31.10.2013 N 51.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что данные об объектах недвижимости (земельных участках), выгрузка которых осуществлялась Управлением в УФНС России по Костромской области, не прошли входной форматно-логический контроль по причине того, что не была указана дата утверждения кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости. Причиной не прохождения входного форматно-логического контроля явилась ошибка государственного кадастра недвижимости, полномочия по ведению которого осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области. Управление не может нести ответственность за несвоевременное сообщение сведений филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", поскольку сведения, которыми располагало Управление, выгружались в установленные сроки, но из-за ошибки органа кадастрового учета не проходили входной форматно-логического контроль.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Управления не согласилась, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области, представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Управлением налогового правонарушения, составлен акт от 09.09.2013 N 45 и принято решение от 31.10.2013 N 51 о привлечении Управления к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 000 рублей (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 06.03.2014 N 12-12/02403 решение Инспекции от 31.10.2013 N 51 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 1, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьей 9 Соглашения от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", утвержденного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой (далее - Соглашение от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37), пунктом 4.2 Приказа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра N П/302, Федеральной налоговой службой N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества", и исходил из того, что Управление не представило сведения в установленный срок.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Как следует из материалов дела, Управлением 20.03.2012 и 04.05.2012 зарегистрированы права собственности Сироткина С.К. на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:010301:54 и 44:07:010301:53 соответственно (свидетельства о государственной регистрации права, листы дела 84, 85).
Таким образом, сведения в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса должны были быть представлены Управлением в Инспекцию соответственно до 03.04.2012 и 18.05.2012.
Фактически данные сведения представлены Управлением 08.10.2013, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что Управление не может нести ответственность за деятельность филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области, которым были допущены ошибки (не указана дата утверждения кадастровой стоимости объектов), из-за которых не была произведена отправка сведений по вышеуказанным земельным участкам.
В силу части 3 статьи 1 Закон N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 9 Соглашения от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 руководители территориальных органов Росреестра и ФНС России обеспечивают: соблюдение принципов организации взаимодействия и требований настоящего соглашения; своевременное предоставление сведений, их полноту и достоверность. За не предоставление информации или за несвоевременное и (или) не в полном объеме предоставление информации устанавливается ответственность, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра N П/302, Федеральной налоговой службой N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 утвержден "Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" (далее - Порядок).
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что передача/доставка сведений на электронных носителях осуществляется с приложением реестра в двух экземплярах за подписью руководителя (заместителя руководителя) Управления Росреестра или Управления ФНС России. При этом один экземпляр реестра передается получателю, второй экземпляр возвращается отправителю с визой принимающей стороны.
Электронные носители в случае наличия в передаваемой информации сведений о налогоплательщиках помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из нее без нарушения целостности упаковки.
Управления ФНС России осуществляют ФЛК сведений и направляют отправителю Протокол обработки.
Считаются принятыми только те сведения, которые прошли ФЛК согласно Протоколу обработки.
Сведения, не прошедшие ФЛК, после исправления ошибок в соответствии с Протоколом обработки в течение 10 рабочих дней со дня его поступления передаются Управлениями Росреестра в Управления ФНС России повторно согласно пункту 4.2 настоящего Порядка.
Из материалов дела видно и заявитель указывает, что данные о спорных земельных участках участвовали в формировании сведений 26.03.2012, 16.04.2012, 14.05.2012, 01.10.2012, 09.01.2013, 27.02.2013, 02.09.2013 (листы дела 118-123).
Однако, сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 85 Кодекса, в отношении указанных земельных участков не были представлены Управлением в налоговый орган, поскольку заполнены были с ошибкой. При этом Управление не сообщило налоговому органу сведений, представляемых Управлением в той части, которую ведет Управление вследствие осуществления им полномочий. Утверждение Управления о том, что ошибка, по причине которой сведения не были сообщены налоговому органу (не указана дата утверждения кадастровой стоимости), относится к ошибке кадастровой палаты, а не Управления, не может быть принято во внимание, поскольку Управление не представило налоговому органу сведений, представляемых именно Управлением, а не только сведений, сообщаемых органом кадастрового учета.
Об ошибочном заполнении сведений и невозможности их отправки налоговому органу, Управлению было известно, поскольку все документы (протоколы), которые Управление видит при формировании к отправке сведений, содержат данные об ошибке и о том, что сведения не могут быть отправлены и не отправлены налоговому органу.
Представленные заявителем в суд первой и апелляционной инстанции протоколы форматно-логического контроля содержат данные об ошибке (отсутствие даты утверждения кадастровой стоимости) и указывают на невозможность направить сведения.
Таким образом, Управлению было известно о том, что сведения о рассматриваемых земельных участках не направлены налоговому органу.
С заявлением о принятии мер по устранению ошибок в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области Управление обратилось только 03.10.2013, после получения акта Инспекции от 09.09.2013 N 45 (лист дела 81).
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает, что Инспекция правильно привлекла Управление к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
То обстоятельство, что причиной не прохождения сведений о земельных участках явилась ошибка государственного кадастра недвижимости, в данном случае не свидетельствует об отсутствии вины Управления в совершенном правонарушении и не является основанием для освобождения его от ответственности. Сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 85 Кодекса, собственно образуемые и формируемые Управлением в соответствии с его полномочиями, и имеющиеся у Управления по спорным объектам, не были представлены в установленный срок в налоговый орган. При этом не имеется оснований считать, что сведения не представлены по независящим от Управления причинам.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет освобожден, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2014 по делу N А31-268/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-268/2014
Истец: Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 7 по Костромской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 7 по Костромской области