г. Пермь |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А50-601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Дружининой Л.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии:
от истца - Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми: Канцер А.Р. по доверенности N СЭД-04-01-22.1-1 от 19.01.2014
от ответчика, третьих лиц представители не явились, извещены надлежащим образом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ООО "Транк"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2014 года
по делу N А50-601/2014,
принятое судьей Белокрыловой О.В.,
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транк" (ОГРН 1025900508732, ИНН 5902130631)
третьи лица: муниципальное казённое учреждение "Управление строительства города Перми", Пермское муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие "Моторостроитель"
о взыскании убытков,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Транк" (ответчика) 10 125 200 руб. в возмещение убытков, связанных с проведением аварийно-восстановительных работ на котельной, принадлежащей ООО "Транк".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2014 года) требования удовлетворены: с Общества с ограниченной ответственностью "Транк" в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми взыскано 10 125 200 руб. в возмещение убытков. С Общества с ограниченной ответственностью "Транк" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 73 626 руб.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам ООО "Транк" об отсутствии вины в причинении убытков, недоказанности противоправности поведения ООО "Транк" и причинно-следственной связи с наступившими последствиями для истца. По мнению ответчика, материалы дела, пояснения истца, третьих лиц свидетельствуют о бездействии Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия "Мотороситроитель", а также Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми по установлению тарифа и взыскании расходов с потребителей тепловой энергии.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой указывает на свое несогласие с доводами жалобы. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо - МКУ "Управление строительства г. Перми" представило отзыв на жалобе, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседание представитель истца заявил возражения против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.09.2012 года Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми был рассмотрен вопрос о подготовке к отопительному сезону источника тепла (котельной) по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 48, принадлежащего ООО "Транк".
Комиссией было признано, что состояние котельной по ул. Белозерская, 48 создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации для жителей многоквартирных домов по ул. Щербакова г. Перми с наступлением отопительного сезона в осенне-зимний период 2012-2013 годов, которая может нанести ущерб жизни и здоровью людей.
Согласно постановлению администрации города Перми от 05.09.2012 г. N 519 "О начале отопительного сезона 2012-2013 годов в городе Перми" (далее - Постановление N 519) 15 сентября 2012 года в городе Перми было установлено начало отопительного сезона 2012-2013 гг.
В соответствии с п.2 Постановления N 519 владельцам источников тепловой энергии, тепловых сетей, включая центральные тепловые пункты, насосные станции, находящиеся в муниципальной собственности в срок до 15.09.2012 г. было необходимо: обеспечить полную готовность источников тепловой энергии объектов инженерной инфраструктуры и коммунальной энергетики, осуществляющих подачу тепловой энергии в системы теплопотребления жилищного фонда и объектов социальной сферы; произвести заполнение систем теплоснабжения и теплопотребления жилищного фонда и объектов социальной сферы; обеспечить полную готовность теплопотребляющих установок, оборудования, тепловых сетей, отопительных приборов; осуществить подачу тепловой энергии на объекты социальной сферы, в жилищный фонд с 15 сентября 2012 года.
Как указывает истец, в нарушение постановления ООО "Транк" не организовало работу по подготовке принадлежащей ему котельной к отопительному сезону.
В связи с необходимостью немедленного реагирования, для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации Комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми решением N 12 от 07.09.2012 было принято провести аварийно-восстановительные работы на котельной за счет средств резервного фонда администрации города Перми.
Управлению развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми (Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми) было поручено подготовить проект распоряжения администрации города Перми о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации города Перми.
МКУ "Управление строительства города Перми" было поручено заключить муниципальный контракт на аварийно-восстановительные работы по подготовке котельной к отопительному сезону с ПМУЖЭП "Моторостроитель".
На основании решения Комиссии и распоряжения администрации города Перми от 28.11.2012 N 130 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации города Перми для предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения аварийно-восстановительных работ на котельной ООО "Транк", расположенной в Орджоникидзевском районе г.Перми по ул.Белозерская,48, истцу были выделены денежные средства из резервного фонда администрации города Перми в сумме 10 125 200 руб.
МКУ "Управление строительства города Перми" был заключен муниципальный контракт N 79 от 19.12.2012 на аварийно-восстановительные работы на котельной ООО "Транк" и обеспечение дальнейшей работоспособности объекта с ПМУЖЭП "Моторостроитель". Указанный муниципальный контракт в соответствии с п.6 решения Комиссии был заключен с единственным поставщиком.
Данные работы ПМУЖЭП "Моторостроитель" на основании муниципального контракта были выполнены в период с 8 сентября 2012 г. до 31 декабря 2012 г., что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 19.12.2012 г. (л.д. 30-40, 42).
При этом, оплата была произведена за счет средств бюджета города Перми в сумме 10 125 200 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.12.2012 N 416917 (л.д. 45), N 416920 (л.д. 44).
Полагая, что перечисление денежных средств из резервного фонда администрации города Перми являются убытками, возникшими в связи с неисполнением ответчиком обязанности по содержанию принадлежащей ему котельной по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 48, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения к ответчику меры ответственности в виде взыскания убытков, о доказанности истцом размера заявленного ущерба, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенным истцом ущербом.
Пересмотрев материалы дела в порядке ст. 266 - 268 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтвержден факт осуществления аварийно - восстановительных работ и их оплаты истцом (Муниципальный контракт N 79 от 19.12.2012 г., дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 24.12.2012 г.; акты выполненных работ от 19.12.2012., локальный сметный расчет, счет - фактура от 19.12.2012 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N1 от 19.12.2012 г., платежные поручения от 25.12.2012 N 416917, N 416920).
При этом, в силу ст. 210 ГК РФ именно собственник котельной, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 48 (ООО "Транк") несет обязанности по надлежащему содержанию данного имущества.
В соответствии со ст.20 Федерального закона N 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые и теплоснабжающие организации обязаны подготавливать объекты теплоснабжения к отопительному периоду.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик указанные обязанности надлежащим образом не исполнил.
Как следует из материалов дела, котельная, принадлежащая ответчику, находилась в аварийном состоянии, что подтверждается решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми N 12 от 07.09.2012 г. (л.д. 19), письмом Главы администрации города Перми, адресованным Прокурору Пермского края от 07.09.2012 г. N СЭД-01-61-918 (л.д. 46); письмом администрации города Перми от 24.12.2012 г. N СЭД-01-61-1379, адресованным Прокурору Пермского края (л.д. 48).
07.09.2012 года Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми был рассмотрен вопрос о подготовке к отопительному сезону источника тепла (котельной) по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 48, принадлежащего ООО "Транк" было признано, что состояние котельной по ул. Белозерская, 48 создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации для жителей многоквартирных домов по ул. Щербакова г. Перми с наступлением отопительного сезона в осенне-зимний период 2012-2013 годов, которая может нанести ущерб жизни и здоровью людей.
В связи с чем именно неисполнение ответчиком обязанностей по надлежащему содержанию котельной и подготовки к отопительному сезону повлекло необходимость осуществления аварийно - восстановительных работ за счет резервного фонда администрации города Перми.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для применения к ответчику меры ответственности в виде взыскания убытков, о доказанности истцом размера заявленного ущерба, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенным истцом ущербом.
Надлежащих доказательств иного заявителем жалобы в соответствии со ст. 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ отсутствуют основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела; нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки у суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
В связи с тем, что ответчику при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по оплате госпошлины по жалобе, с ООО "Транк" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2014 года по делу N А50-601/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Транк" в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.А.Яринский |
Судьи |
Л.В.Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-601/2014
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
Ответчик: ООО "Транк"
Третье лицо: МПУЖЭП "Моторостроитель", МУП "Управление строительства города Перми"