город Воронеж |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А35-2725/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-2725/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о признании незаконным решение ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 21.02.2014 N Ф46/14-13358 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31 площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А,
об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31 площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А по заявлению Комитета от 17.01.2014 N 46-0-1-142/3001/2014-250,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области (далее - Росреестр, Учреждение) о признании незаконным решения Росреестра от 21.02.2014 N Ф46/14-13358 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31, площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А; об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31, площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А по заявлению Комитета от 29.11.2013 N 46-0-1-142/3001/2014-250.
Решением от 10.06.2014 заявленное требование удовлетворено. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно пункту 4.1.5 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" Комитет при изменении вида разрешенного использования земельного участка обязан согласовать такие изменения.
Полагает, что установление и изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Считает, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с "для размещения общественного здания" на "для эксплуатации общественного здания" противоречит Правилам.
Ссылается на ответ на межведомственный запрос от 17.02.2014 о том, что постановление администрации города Курска об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31 не принималось.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет ссылается на то, что решение Комитета N 01-19/1344 от 10.06.2013 можно расценивать как акт органа государственной власти, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка.
Полагает, что оспариваемое решение Росреестра затягивает процесс пополнения бюджета г. Курска платежами по арендной плате за землю.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес Комитета 15.05.2013 обратился Болужицев Александр Борисович с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А, площадью 360 кв.м. для эксплуатации общественного здания.
Решением комитета от 10.06.2013 N 01-19/1344 Болужицеву Александру Борисовичу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 46:29:103030:31, расположенный по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская, д. 5А, площадью 360 кв.м. для эксплуатации общественного здания.
Между Комитетом и Болужицевым Александром Борисовичем 26.06.2013 заключен договор аренды N 4522-13ф вышеуказанного земельного участка с 10.06.2013 по 09.06.2028.
В кадастровом паспорте земельного участка выданного Учреждением от 23.05.2013 N 46/13-3-93963 в пункте 9 указан вид разрешенного использования - для размещения общественного здания.
Комитет 17.01.2014 обратился в Росреестр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка в части приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации общественного здания.
С заявлением представлены в Росреестр следующие документы: доверенность, решение Комитета N 01-19/1344 от 10.06.2013, ксерокопия паспорта.
Филиал Учреждения 27.01.2014 принял решение от N Ф46/13-5245 о приостановлении осуществления кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета изменений документы (основание пункт 4, часть 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), а именно: акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103030:31 и правоустанавливающие документы на указанный земельный участок.
Росреестр 21.02.2014 принял решение N Ф46/13-13358 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, по заявлению Комитета о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 46:29:103030:31 от 17.01.2014 N 46-0-1-142/3001/2014-250.
Считая решение Учреждения от 21.02.2014 N Ф46/13-13358 об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным и необоснованным, Комитет обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О кадастре") закрепляет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, состоящих из сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости и дополнительных сведений о нем. К дополнительным сведениям пунктом 14 части 2 указанной статьи отнесено разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования требует внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (в том числе сведений об изменении вида разрешенного использования) осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменение названных сведений также осуществляется на основании обращения с заявлением лица, имеющего право на такое обращение.
Правом на обращение с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости частью 3 статьи 20 указанного Закона наделены собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Статьей 2 Закона Курской области от 01.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" (далее - город Курск) в пределах полномочий, определенных данным Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона администрация Курской области в сфере земельных отношений определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления города Курска предоставляют земельные участки гражданам и юридическим лицам на основании своих решений, если размер земельных участков не превышает максимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона; в соответствии со статьей 4 уполномоченный орган предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, за исключением случаев, когда предоставление указанных земельных участков отнесено настоящим Законом к компетенции органов местного самоуправления города Курска.
В соответствии с постановлением губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (пункт 1); максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, - до 200 кв.м (пункт 2).
Следовательно, Комитет, как уполномоченный орган субъекта вправе как распоряжаться земельными участками, так и обращаться с заявлениями о проведении кадастрового учета в соответствующий орган.
Нормы статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14,16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляют полномочия по установлению видов разрешенного использования органам местного самоуправления. Однако к рассматриваемому делу указанное не имеет отношения, так как речь идет об изменении вида разрешенного использования конкретного земельного участка в рамках установленных на территории городского округа видов разрешенного использования.
Статьей 22 Закона о кадастре определен перечень необходимых для осуществления кадастрового учета документов. В указанный перечень входит, в том числе и копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением разрешенного использования.
Заявителем в числе приложенных к заявлению документов было представлено решение Комитета N 01-19/1344 от 10.06.2013 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 3-я Песковская (в районе дома N 5) Болужицеву А.Б.".
В данном решении определено, что земельный участок предоставляется в аренду Болужицеву Александру Борисовичу для эксплуатации общественного здания (пункт 1).
Тем самым, совершено волеизъявление уполномоченного органа на установление вида разрешенного использования спорного земельного участка - для эксплуатации общественного здания, и принятие отдельного акта не требовалось.
В связи с изложенным, у Учреждения не имелось оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Суд кассационной инстанции при аналогичных обстоятельствах не усмотрел нарушений норм материального права по делу N А35-7183/2012.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционная жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-2725/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2725/2014
Истец: комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской обоасти
Ответчик: ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государчтвенной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области