город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2014 г. |
дело N А32-40641/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-40641/2013, принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Торнадо"
о признании незаконным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа (далее - управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар (далее - антимонопольный орган) от 24.09.2013 N 82-И/2013, недействительным предписания от 27.09.2013 N 18-82-И/2013 о признании управления допустившим нарушения при организации и проведении торгов, что привело к нарушению Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявленные требования мотивированы тем, что в действующем законодательстве отсутствует норма, запрещающая предоставление земельных участков в аренду для строительства при отсутствии технических условий.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что организатором торгов в нарушение части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в извещении о проведении торгов не указало обязательные сведения, предусмотренные законом - технические условия.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Действия управления соответствуют закону, поскольку для получения технических условий на подключение к объектам инженерной инфраструктуры требуется выражение заинтересованности в их получении со стороны лиц, в отношении которых принимается решение, в том числе, о предварительном согласовании места размещения объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.2013 на сайте http://torgi.gov.ru/, на официальном сайте муниципального образования город-курорт Анапа http://www.anapa-official.ru в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в газете "Анапское Черноморье" от 20.08.2013 N 100 опубликовано информационное сообщение о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков. Лоты NN 16-22 выставлены с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. По дополнительному запросу ООО "Торнадо" управление имущественных отношений представило письма от эксплуатирующих организаций (ОАО "Анапагоргаз" и ОАО "Кубаньэнерго"), в которых указан порядок обращения к ним с целью получения технических условий
ООО "Торнадо" обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом принято решение от 24.09.2013 N 82-И/2013.
Указанным решением жалоба ООО "Торнадо" на действия Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа при организации и проведении торгов по продаже по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков, признана обоснованной в части не опубликования в информационном сообщении о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков (извещение N 200813/0152239/01 от 20.08.2013 на сайте http://torgi.gov.ru/ и в газете "Анапское Черноморье" N 100 (13277) по лотам NN 16-22 технических условий.
Помимо этого, 27.09.2013 антимонопольным органом вынесено предписание N 18-82-И/2013 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, согласно которому Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа при организации и проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков в срок до 24.10.2013 необходимо совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: аннулировать торги по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков по лотам NN 16-22 (разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства).
Не согласившись с указанными выше решением и предписанием антимонопольного органа, управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Апелляционная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными в силу следующего.
Антимонопольный орган рассматривает по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель). Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (части 2, 4, 20 статьи 18.1 Закона).
В рамках настоящего дела суд усматривает допущенные организатором торгов нарушения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 названного Кодекса.
По правилам пункта 2 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение) (подпункт 4 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указывается о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение) (подпункт 1 пункта 24 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с приведенными нормами права организатор торгов, выступающий в качестве продавца права на заключение договоров аренды, обязана заблаговременно не позднее чем за тридцать дней до дня проведения торгов получить технические условия и предоставить их заинтересованным лицам.
На основании изложенного довод апелляционной жалобы об отсутствии в законе обязывающих положений к заблаговременной подготовке организатором торгов технических условий надлежит отклонить.
Согласно пункту 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В силу пункта 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Как установил суд первой инстанции, опубликованное 20.08.2013 организатором торгов на сайтах http://torgi.gov.ru/, http://www.anapa-official.ru в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в газете "Анапское Черноморье" N 100 от 20.08.2013 информационное сообщение о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков, не содержат требуемых технических условий.
29.08.2013 в газете "Анапское Черноморье", на официальном сайте муниципального образования город-курорт Анапа: http://www.anapa-official.ru и официальном сайте торгов: http://torgi.gov.ru/, опубликовано информационное сообщение "О внесении дополнений в информационное сообщение о проведении конкурса, закрытого по форме подачи предложений о цене права на заключение договоров долгосрочной аренды, аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене земельного участка, опубликованное в газете "Анапское Черноморье" от 20 августа 2013 года N 100 (13277)", в которое внесены более детальные дополнения в части технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, информация о плате за подключение, ограничения использования земельного участка с которым можно ознакомиться на вышеуказанных официальных сайтах в сети "Интернет".
Однако указанные дополнения в информационное сообщение о проведении торгов, внесенные Администрацией 29.08.2013, также не содержат требуемых технических условий.
В свою очередь, представленные в материалы дела письма эксплуатирующих организаций ОАО "Анапагоргаз" и ОАО "Кубаньэнерго", в которых указано на существующую техническую возможность подключения объектов индивидуального жилищного строительства и выдачу технических условий, свидетельствуют о том, что организатор торгов обратился к указанным организациям с целью установления данной возможности, но непосредственно сами технические условия не получил.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-40641/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40641/2013
Истец: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа, г. Анапа, Управлению имущественных отношений Администрации МО г-к. Анапа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
Третье лицо: ООО "ТОРНАДО", ООО "Торнадо", г. Анапа, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю