город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А53-9819/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РЖД" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2014 по делу N А53-9819/2014, принятое судьей Пименовым С.В., по заявлению открытого акционерного общества "РЖД" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу от 10.04.2014 N 185/07-03/14 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанность факта наличия в действиях общества вмененных ему нарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что им заключен договор на проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения. Оценка проведена, отчет об оценке находится на стадии оформления. Вместе с тем общество указывает, что результаты проведенной оценки и принятие решения об утверждении результатов оценки уязвимости не входят в компетенцию субъекта транспортной инфраструктуры, следовательно, у него отсутствует реальная возможность по обеспечению в полном объеме её проведения. Также общество ссылается на то, что им заключен договор на обучение с ФГБОУ ВПО "РГУПС" 14.11.2012. Ранее заключить договор отсутствовала возможность в связи с получением указанным образовательным учреждением лицензии 13.11.2012. Невозможность осуществления профессиональной подготовки заявитель мотивирует отсутствием утвержденных программ и документов, на основании которых проводится профессиональная подготовка.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.01.2014 государственным инспектором Управления выдано инспекторское предписание N 000014, которым предписано ОАО "Российские железные дороги" в срок до 17.03.2014 устранить выявленные нарушения, а именно: обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости железнодорожной станции Кавказ, а также осуществить специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами.
18.03.2014 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Кавказ Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги" по вопросу выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 16.01.2014 N 000014 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истёк.
В ходе проведённой проверки установлено, что ОАО "Российские железные дороги" осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, а именно: в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), пунктов 5.7, 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" - на железнодорожной станции Кавказ не обеспечено проведение и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) от 18.03.2014 N 98/07.
31.03.2014 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ОАО "Российские железные дороги" по факту неисполнения требований инспекторского предписания от 16.01.2014 N 000014 составлен протокол об административном правонарушении N 401212 по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 10.04.2014 заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынесено постановление N 185/07-03/14, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ железнодорожная станция Кавказ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что железнодорожная станция Кавказ внесена в Реестр категорированных объектов, ей присвоена 2 категория (реестровый N ЖСГ 403291 от 20.04.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "Российские железные дороги" уведомлено 13.05.2011.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии с п.5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Однако материалами дела подтверждается, что обществом в отношении указанного ОТИ не проведены мероприятия по оценке уязвимости ни на момент вынесения предписания от 16.01.2014 N 000014, ни на момент проверки его исполнения по окончании сроков, установленных указанным предписанием.
Доводы заявителя о том, что им заключен договор на проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения; оценка проведена, отчет об оценке находится на стадии оформления, не принимается судом, поскольку по смыслу и содержанию вышеизложенных правовых норм оценка уязвимости ОТИ должна быть проведена в трехмесячный срок с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно материалами дела железнодорожная станция Кавказ внесена в Реестр категорированных объектов, ей присвоена 2 категория (реестровый N ЖСГ 403291 от 20.04.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "Российские железные дороги" уведомлено 13.05.2011. Таким образом, в течение более чем 2-х лет с момента получения уведомления общество не предприняло всех необходимых и возможных мер для соблюдения установленных законом требований в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Довод о том, что результаты проведенной оценки и принятие решения об утверждении результатов оценки уязвимости не входят в компетенцию субъекта транспортной инфраструктуры, следовательно, у него отсутствует реальная возможность по обеспечению в полном объеме её проведения, также не принимаются судом. Вина юридического лица выражается в том, что общество не предприняло всех возможных мер для проведения требуемой оценки. Доказательства обратного, в том числе выполнения всех необходимых и возможных действий в установленные законом сроки с целью проведения оценки уязвимости не представлены.
В соответствии с пунктом 5.4. и статьёй 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или группы ОТИ первой категории.
Согласно пункта 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Приказом начальника Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций от 20.04.2011 N 900/ДЦС-2 ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Кавказ назначен начальник станции Смирнов С.А.
Вместе с тем требования об обеспечении профессиональной подготовки указанного ответственного лица не выполнены.
Доводы общества о том, что им заключен договор на обучение с ФГБОУ ВПО "РГУПС" 14.11.2012; ранее заключить договор отсутствовала возможность в связи с получением указанным образовательным учреждением лицензии 13.11.2012; невозможность осуществления профессиональной подготовки заявитель мотивирует отсутствием утвержденных программ и документов, на основании которых проводится профессиональная подготовка, не принимаются судом по следующим основаниям.
Учебные программы разрабатываются в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ".
На основании разработанных программ учебное учреждение должно получить лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, ОАО "РЖД" имело возможность обучить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры в любом образовательном учреждении имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность".
Так, в частности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщений" начало проводить обучение по вышеуказанной программе с 31.05.2012 (лицензия от 31.05.2012 N 0220).
По данной программе в декабре 2012 года Северо-Кавказской дирекцией управления движения структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги", Северо-Кавказской и Приволжской региональными дирекциями железнодорожных вокзалов структурных подразделений Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" также массово проводили обучение ответственных за обеспечение транспортной безопасности на базе ФГБОУ ВПО РГУПС (г. Ростов-на-Дону).
При этом срок исполнения требований предписания, за неисполнение которого общество привлечено к ответственности, истекал 17.03.2014.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2014 по делу N А53-9819/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9819/2014
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА