г. Пермь |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А50-6826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - Инспекции государственного строительного надзора Пермского края ОГРН 1025900529940, ИНН 5902291332): Шистеров С.А., паспорт, доверенность от 09.01.2014,
от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 14" (ОГРН 1025900513781, ИНН 5902183908): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, открытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 14",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2014 года
по делу N А50-6826/2014,
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
к открытому акционерному обществу "Строительно-монтажный трест N 14"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее - административный орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 14" (далее - ОАО "СМТ N 14") к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2014 заявленные требования удовлетворены, ОАО "Строительно-монтажный трест N 14" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Строительно-монтажный трест N 14" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ОАО "СМТ N 14" указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, полагая, что действующее градостроительное законодательство не содержит требований об обязательном проведении обследования несущих и ограждающих конструкций здания при осуществлении строительства в ходе выполнения работ по устройству таких конструкций. ОАО "СМТ N 14" ссылается на то, что в процессе строительства осуществляется строительный контроль, проектной документацией по строительству объекта не предусмотрено проведение обследования несущих и ограждающих конструкций здания (цокольного этажа жилого дома). ОАО "СМТ N 14" также указывает на то, что ГОСТ Р 53778-2010 утратил силу с 01.01.2014 в связи с изданием приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст. По мнению ОАО "СМТ N 14", срок, установленный в оспариваемом предписании для устранения выявленных нарушений, является недостаточным, что влечет неисполнимость предписания.
Инспекция государственного строительного надзора Пермского края по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на доказанность наличия в действиях ОАО "СМТ N 14" состава вмененного административного правонарушения. В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
ОАО "Строительно-монтажный трест N 14", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "СМТ N 14" на основании разрешения на строительство от 24.01.2014 N RU90303000-11/2014 является застройщиком объекта капитального строительства "Вторая очередь. Комплекс жилых домов. Жилой дом по ул. Норильская 4/7", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Норильская, 4 (строительный адрес: ул. Веры Засулич, 50а).
Административным органом в связи с поступившим извещением о начале строительства объекта капитального строительства от 06.02.2014 на основании распоряжения от 06.02.2014 N 20 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения застройщиком требований ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что на момент проверки завершены работы по устройству свайных фундаментов, выполняются работы по устройству конструкций нулевого цикла жилого дома (устройству фундаментных блоков, монтаж плит перекрытий первого этажа). Работы по строительству указанного объекта начаты 21.11.2013 до направления в административный орган извещения о начале строительства, работы по строительству объекта в период с 21.11.2013 по 23.01.2014 осуществлялись в отсутствии разрешения на строительство.
По итогам проверки составлен акт от 13.02.2014 N 1-116-2014 (л.д. 29-32).
В связи с тем, что при строительстве объекта капитального строительства государственный строительный надзор не осуществлялся административным органом в адрес ОАО "СМТ N 14" направлено предписание от 13.02.2014 N 1-95-2014 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (л.д. 33).
Названным предписанием на ОАО "СМТ N 14" в соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" возложена обязанность в срок до 20.03.2014 представить заключение по обследованию несущих и ограждающих конструкций здания, выполненного организацией, имеющей соответствующее свидетельство о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
28.03.2014 административным органом проведена проверка исполнения требований предписания от 13.02.2014 N 1-95-2014, в ходе которой установлено, что предписание в установленный срок не исполнено, нарушения не устранены, что отражено в акте проверки от 28.03.2014 N 1-213-2014 (л.д. 20-21).
Неисполнение предписания от 13.02.2014 N 1-95-2014 в установленный срок послужило основанием для составления административным органом в отношении ОАО "СМТ N 14" 08.04.2014 протокола об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 8-11).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены административным органом в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО "СМТ N 14" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ОАО "СМТ N 14" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с п. 7.1 ст. 6, п. 4 ст. 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.
В ст. 52 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство. Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи.
В силу ч. 5 ст. 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы извещение о начале таких работ.
В соответствии с ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в п. 2 - 4 и 7 ч. 1 названной статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 39 названного Закона обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственного строительного надзора. При этом обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственного строительного надзора осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.
Строительство указанного выше объекта капитального строительства в силу положений ст. 49, 51, 54 ГрК РФ должно осуществляться с проведением государственного строительного надзора.
В соответствии со ст. 54 ГрК РФ орган государственного строительного надзора в случае выявления соответствующих нарушений в ходе проверки, составляет акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Спора между сторонами о том, что в отношении объекта капитального строительства "Вторая очередь. Комплекс жилых домов. Жилой дом по ул. Норильская 4/7", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Норильская, 4 (строительный адрес: ул. Веры Засулич, 50а), должен осуществляться государственный строительный надзор, не имеется.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "СМТ N 14" в установленный ч. 5 ст. 52 ГрК РФ срок не направило в административный орган извещение о начале строительства.
К моменту направления в административный орган извещения о начале строительства на вышеуказанном объекте капитального строительства завершены работы по устройству свайных фундаментов, выполняются работы по устройству конструкций нулевого цикла жилого дома (устройству фундаментных блоков, монтаж плит перекрытий первого этажа).
В соответствии с подп. "а" п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Таким образом, административный орган был лишен возможности осуществлять государственный строительный контроль соответствия вышеуказанных выполненных работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В силу пункта 4.3 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Поскольку у административного органа отсутствовала возможность осуществления государственного строительного контроля за ходом земляных работ, работ по монтажу фундаментов, работ по монтажу плит перекрытий первого этажа, требование о представлении ОАО "СМТ N 14" заключения по обследованию несущих и ограждающих конструкций здания, выполненного организацией, имеющей соответствующее свидетельство о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не противоречит закону и направлено на проверку соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Доводы ОАО "СМТ N 14" о том, что ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" утратил силу с 01.01.2014, в связи с чем оспариваемое предписание является незаконным, не принимаются во внимание.
Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" отменен в связи с принятием и введением в действие с 01.01.2014 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Как верно указал суд первой инстанции, приказ Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" не был официально опубликован и зарегистрирован уполномоченным органом, поэтому в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763, он не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу.
Статьей 5.1 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с п. 5 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 01.07.2012 осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил.
Таким образом, Министерство регионального развития Российской Федерации в срок до 01.07.2012 обязано было провести актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ сводами правил и включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.
Как указано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов" в настоящее время соответствующие изменения в указанные перечни находятся на стадии подготовки. В целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни. Срок переходного периода будет установлен дополнительно.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что актуализированные СНиПы и ГОСТы не отменяют действия предыдущих, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации N 1047-р. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в обязательный и добровольный перечни.
Факт неисполнения ОАО "СМТ N 14" в установленный срок предписания от 13.02.2014 N 1-95-2014 подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав вопрос о наличии вины ОАО "СМТ N 14" в совершении вменяемого административного правонарушения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что ОАО "СМТ N 14" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предписанием был установлен разумный срок для устранения нарушений, не предприняло каких-либо мер для исполнения предписания.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания, судом не установлено.
Таким образом, в действиях ОАО "СМТ N 14" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы ОАО "СМТ N 14" о том, что срок для исполнения предписания является недостаточным, подлежат отклонению, поскольку до окончания срока исполнения предписания такие доводы административному органу не приводились. В ходатайстве о продлении срока исполнения предписания ОАО "СМТ N 14" ссылалось лишь на наличие финансовых затруднений (л.д. 28).
Письмо ООО "ГРАНД ТЭОН" от 19.02.2014 N 076/14 (л.д. 107) о том, что работы по проведению обследования технического состояния строительных конструкций объектов строительства могут быть выполнены в срок до 30.05.2014, не может являться доказательством неисполнимости оспариваемого предписания.
В указанном письме срок выполнения работ по проведению обследования технического состояния строительных конструкций объектов строительства указан применительно к нескольким объектам капитального строительства ("Вторая очередь. Комплекс жилых домов ул. Норильская, 4" по строительным адресам: г. Пермь, ул. Веры Засулич, 46а, 50а, 54а).
Доказательства того, что данные работы по одному объекту "Вторая очередь. Комплекс жилых домов. Жилой дом по ул. Норильская 4/7", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Норильская, 4 (строительный адрес: ул. Веры Засулич, 50а), указанному в предписании от 13.02.2014 N 1-95-2014, также могут быть выполнены только в срок до 30.05.2014, ОАО "СМТ N 14" в материалы дела не представлены.
Кроме того, к иным организациям, осуществляющим такие работы, ОАО "СМТ N 14" не обращалось, срок выполнения работ иными организациями не выясняло.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. ОАО "СМТ N 14" предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден судом первой инстанции.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2014 года по делу N А50-6826/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6826/2014
Истец: Инспекция государственного строительного надзора Пермского края
Ответчик: ОАО "Строительно-монтажный трест N 14"