город Омск |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А46-11957/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6143/2014) общества с ограниченной ответственностью "Актив Омск"
на решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2014 по делу N А46-11957/2013 (судья Стрелкова Г.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Актив Омск" (ИНН 5506203519, ОГРН 1085543018439)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (ИНН 5506057427, ОГРН 1045511018222)
о признании частично недействительным решения от 27.06.2013 N 07-16/004682 ДСП,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Актив Омск" - директор Саута Станислав Викторович (паспорт); Иванов Вадим Александрович (паспорт, по доверенности б/н от 26.08.2014 сроком действия до 31.12.2015);
от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - Кулишова Людмила Тимофеевна (удостоверение, по доверенности N 03-19/006600 от 04.09.2013 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив Омск" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска от 27.06.2013 N 07-16/004682 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4 151 918 руб.; привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость в сумме 718 651 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога за 2010-2011 годы; привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации; начисления пени на оспариваемые суммы налога на добавленную стоимость.
Решением от 13.05.2014 по делу N А46-11957/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Признавая решение инспекции обоснованным суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган в ходе проверки установил ряд обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности документов, представленных налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), что в силу положений налогового и бухгалтерского законодательства не позволяет налогоплательщику использовать такие документы в целях налогообложения НДС. Суд первой инстанции отметил, что названными обстоятельствами явился: факт отрицания директорами и учредителями контрагентов налогоплательщика участия в деятельности поставщиков зерна, что также подтверждается результатами почерковедческого исследования; факт ненадлежащего исполнения контрагентами общества налоговых обязательств; факт признания товаропроизводителей зерна прямого взаимодействия с налогоплательщиком с оформлением документов по приобретению зерна от имени спорных контрагентов.
В апелляционной жалобе и письменных дополнениях к ней заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что налоговым органом не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что действия налогоплательщика не имели экономического основания и были направлены исключительно на искусственное создание оснований для необоснованного налогообложения. Налоговый орган не исследовал товарные накладные, свидетельствующие о передаче зерна от крестьянских фермерских хозяйств в адрес ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр", информацию о расчетах между КФХ и указанными обществами, не сопоставил реквизиты таких расчетов (количественно и календарно) с расчетами ООО "Актив Омск", не исследовал оформление сделок с зерном, завезенным на элеватор и записанным на соответствующие карточки КФХ, а также последующую перепись с данных карточек. Податель жалобы отмечает, что протоколы допросов глав крестьянско-фермерских хозяйств являются ненадлежащими доказательствами по делу. Также, в апелляционной жалобе общество приводит довод о том, что в оспариваемом решении суда отсутствует оценка результатов почерковедческой экспертизы, назначенной судом по ходатайству налогового органа и проведенной экспертным учреждением в рамках рассмотрения дела.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогоплательщика налоговый орган выразил свое несогласие с позицией общества, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Актив Омск" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в результате которой были выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте выездной налоговой проверки N 07/15 от 24.05.2013 года.
Рассмотрев в порядке статей 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации материалы выездной налоговой проверки, заместитель начальника ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска 29.06.2012 вынесла решение N 07-16/004682 ДСП о привлечении ООО "Актив Омск" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 3,4 кварталы 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1,3,4 кварталы 2011 года в общей сумме 4 155 067 руб.; общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1,2,3,4 кварталы 2010 года и 1,3,4 кварталы 2011 года в результате занижения налогооблагаемой базы и иного неправильного исчисления налога за 2010-2011 годы в сумме 718 651 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2,3,4 кварталы 2011 года в результате занижения налогооблагаемой базы и иного неправильного исчисления налога по уточненным декларация в сумме 63 922 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 800 руб., по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 10 000 руб., по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость в течение более одного налогового периода (4 квартал 2009 года, 1,3 кварталы 2010 года, 2,3,4 кварталы 2011 года) в сумме 30 000 руб.; начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 951 604,41 руб.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм НДС и штрафа за неполную уплату НДС явился вывод налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в результате создания обществом документооборота по реально отсутствующим операциям по приобретению товара (зернопродуктов) у следующих контрагентов - ООО "АгроПром", ООО "Рубин" и ООО "Спектр".
Вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр" установлен налоговым органом на основании анализа доказательств, полученных в ходе проверки, а именно:
- допросов руководителей "номинальных" организаций, из которых установлено, что к ведению финансово-хозяйственной деятельности они не имеют никакого отношения, в том числе и к финансово-хозяйственным взаимоотношениям с ООО "Актив Омск", с последним никаких договоров они не заключали, каких-либо документов (счетов-фактур, накладных, товарно-транспортных накладных) от имени обществ не подписывали. Организация ООО "Актив Омск" и его руководитель Саута СВ. им не знакомы,
- допросов сельхозпроизводителей, из которых установлено, что руководителей "проблемных" организаций, а именно Лещинского СВ., Морыляк Е.В, Цаан Е.А. из них никто не знает, никогда с ними не встречались, тогда как с Саута СВ. - директором ООО "Актив Омск", они знакомы лично. Кроме того, именно Саута СВ. обращался к сельхозпроизводителям по оформлению документов по поставке зерна от имени "проблемных" организаций -ООО "АгроПром", 000 "Рубин", 000 "Спектр". Изготовленные заранее договоры, счета-фактуры, накладные от имени вышеперечисленных "проблемных" организаций привозил на подписание непосредственно Саута С.В.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением от 16.08.2013 N 16-19/10137 оставило решение нижестоящего налогового органа без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
ООО "Актив Омск", считая решение ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска в оспариваемой части не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 13.05.2014 по делу N А46-11957/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по общему правилу определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по правилам статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и документов, подтверждающих уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Пункт 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Одной из задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Для реализации данной задачи в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено требование, согласно которому все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, именуемые в дальнейшем первичными учетными документами. Часть 4 данной статьи содержит положение о том, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Таким образом, представляемые налогоплательщиками документы в качестве обоснования правомерности своих действий при исчислении налога должны отвечать требованиям достоверности, быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
Из анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует вывод том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Невыполнение налогоплательщиком условий, касающихся достоверности сведений, является основанием для вывода о неверном определении налогооблагаемой базы, неполной уплате налога в бюджет и основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Из материалов дела следует, что в обоснование правомерности применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "АгроПром" в лице директора Лещинского С.В. налогоплательщиком представлены договоры на поставку пшеницы и ржи продовольственной в 2009-2010 годах, счета-фактуры и товарные накладные, подписанные со стороны ООО "АгроПром" руководителем Лещинским С.В.
При этом допрошенный налоговым органом в качестве свидетеля Лещинский С.В. показал, что зарегистрировал ООО "АгроПром" и открыл в банке расчётный счет данной организации за вознаграждение. Свою причастность к ведению финансово-хозяйственной деятельности данной организации, подписанию договоров, выдаче и подписанию доверенностей и прочих документов отрицает. Об организации ООО "Актив Омск" и её руководителе слышит впервые.
В обоснование правомерности применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "Рубин" в лице директора Морыляк Е.В. налогоплательщиком представлены договоры на поставку пшеницы, ржи и ячменя в 2010 году, счета-фактуры и товарные накладные, подписанные со стороны ООО "Рубин" руководителем Морыляк Е.В.
При этом допрошенная налоговым органом и судом в качестве свидетеля Морыляк Е.В. пояснила, что имеет отношение только к регистрации ООО "Рубин" и открытию в банке расчётного счёта за вознаграждение. Финансово-хозяйственной деятельностью ООО "Рубин" она не занималась, расчётными счетами не распоряжалась, налоговую отчётность не подписывала и в налоговый орган не сдавала, первичные учётные документы, договоры, доверенности от имени ООО "Рубин" не подписывала.
В обоснование правомерности применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "Спектр" в лице директора Цаан Е.А. налогоплательщиком представлены договоры на поставку в 2011 году пшеницы и муки пшеничной, счета-фактуры и товарные накладные, подписанные со стороны ООО "Спектр" руководителем Цаан Е.А.
При проведении допроса налоговым органом Цаан Е.А. пояснила, что согласилась стать директором ООО "Спектр" за вознаграждение, фактического руководства деятельностью организации не осуществляла, представленные ей на обозрение договоры, счета-фактуры, товарные накладные не подписывала. ООО "Актив Омск" и его директор Саута С.С. ей не знакомы.
Во время допроса в судебном заседании свидетель изменила свои показания и пояснила, что в 2009-2011 годах постоянно работала в качестве продавца в разных торговых комплексах, познакомилась с некой Илоной, фамилию не знает, по ее просьбе зарегистрировала ООО "Спектр", выдала ей доверенность. Руководила обществом частично, а именно, снимала один раз денежные средства в банке и подписывала чистые листы чеков на снятие денежных средств, присутствовала при встрече директора ООО "Актив Омск" Сауты С.В. с Илоной, после чего подписывала какие-то документы. Цаан Е.А., как руководитель организации, в ходе допроса вообще не могла пояснить какие документы исходят от общества, какими видами деятельности занимается общество, у кого было закуплено зерно, где хранилось принадлежащее ООО "Спектр" зерно, что свидетельствует о том, что она являлась номинальным руководителем общества.
Апелляционная коллегия считает, что судом обоснованно сделаны выводы о том, что означенные руководители обществ являлись номинальными, фактически не осуществляющими никакой деятельности в рамках организаций, о чем свидетельствуют и показания допрошенных в судебном заседании Морыляк Е.В. (значащейся как директор ООО "Рубин"), Цаан Е.А. (руководитель ООО "Спектр").
Согласно справки ЭКЦ УВД по Омской области N 10/335 от 11.06.2013 года подписи на счетах-фактурах, договорах, товарных накладных, оформленных от имени ООО "Спектр", подписаны и выполнены не Цаан Е.А., а иным лицом. Данная справка не является экспертным заключением, поэтому ссылка налогоплательщика на нарушение законодательства о проведении экспертиз является в данном случае является необоснованной.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данная справка является одним из доказательств по делу, а именно, заключением данным специалистом, имеющим соответствующие познания в этой области.
Из показаний директора ООО "Актив Омск" Саута С.В. следует, что он точно не помнит, где нашёл таких поставщиков как ООО "АгроПром", ООО "Рубин" и ООО "Спектр".
Из протоколов допросов руководителей товаропроизводителей Борисенко В.В., Циммер Г.Н., Циммер А.С.,Черняевой Л.И., Черняева Г.И., Новикова А.И.. Новикова В.И., Сапожникова Г.В., установлено, в проверяемый период они имели взаимоотношения с руководителем ООО "Актив Омск" Саута С.В.. Имеенно он обращался к сельхозпроизводителям с просьбой о переписи зерна на карточки ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр", представлял договоры и другие документы от имени ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр". Руководителей ООО "АгроПром", ООО "Рубин" и ООО "Спектр", а именно Лещинского СВ., Морыляк Е.В и Цаан Е.А. никто не знает, никогда с ними не встречались, тогда как с директором ООО "Актив Омск" Саута С.В. они знакомы лично и давно.
Апелляционная коллегия находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что протоколы допросов глав крестьянско-фермерских хозяйств (т.2, л.д. 56-71; т. 4, л.д. 141-148; т.5, л.д. 1-28; т.11, л.д. 107-111) являются ненадлежащими доказательствами по делу. Поименованные в решении инспекции главы КФХ были допрошены в период проведения налоговой проверки с предупреждением об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от таковых. После составления протоколов, каждое допрошенное лицо в качестве свидетеля собственноручно в протоколе учинило следующую запись: "мною прочитано, с моих слов записано верно". Все протоколы допросов отвечают требованиям, предъявляемым для данного вида мероприятий налогового контроля, установленным статьями 90, 99 НК РФ.
Относительно показаний некоторых глав КФХ (Циммер Г.Н., Циммер А.С, Никифорова И.И., Черняева Г.Н., Ромащенко Н.Ф.), данных в ходе судебного разбирательства с ведением аудиозаписи (т. 15, с. 130-135, аудиозапись допросов приложена к материалам дела), следует отметить, что данные свидетели дали свои показания в суде с большой степенью осторожности, поскольку являются непосредственными производителями зернопродуктов, производимый товар является сезонным, после сбора урожая зерновых наличествует проблема со скорейшим сбытом зерна осенью на элеваторы, вследствие чего свидетели отметили, что их хозяйствам было все равно, кому реализовать зерно. Некоторые главы хозяйств отметили, что документы на закуп зернопродуктов привозил Саута СВ., документы они не читали, преследовали лишь цель по скорейшей реализации зерна, но оплата за зерно почему-то поступала от спорных контрагентов.
По убеждению апелляционного суда, показания свидетелей, данные и в судебном заседании, не опровергают выводов суда о документарном оформлении сделок и операций заявителя со спорными контрагентами без реального взаимодействия.
Допрошенный налоговым органом директор ООО "Актив Омск" Саута С.В. указанные свидетелями обстоятельства отрицает, при этом не представляет каких-либо вразумительных пояснений о причинах его "оговора" свидетелями.
Неисследование налоговым органом товарных накладных, свидетельствующих о передаче зерна от крестьянских фермерских хозяйств в адрес ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр", информации о расчетах между КФХ и указанными обществами, несопоставление реквизитов таких расчетов (количественно и календарно) с расчетами ООО "Актив Омск", неисследование сделок с зерном, завезенным на элеватор и записанным на соответствующие карточки КФХ, а также последующей переписи зерна с данных карточек, а равно представление налогоплательщиком документов от имени ООО "АгроПром", ООО "Рубин", ООО "Спектр" на перепись части зерна не исключает и не умаляет значения указанных выше свидетельских показаний. Более того, налоговым органом предприняты все возможные меры для получения перечисленных налогоплательщиком документов и информации у сельхозпроизводителей и элеваторов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность отражения налогоплательщиком в составе налоговых вычетов налога на добавленную стоимость по реально отсутствующим хозяйственным операциям по приобретению товара у ООО "АгроПром", ООО "Рубин" и ООО "Спектр".
Апелляционная коллегия находит не влияющим на выводы суда первой инстанции утверждение подателя жалобы о том, что в оспариваемом решении суда отсутствует оценка результатов почерковедческой экспертизы, назначенной судом по ходатайству налогового органа и проведенной экспертным учреждением в рамках рассмотрения дела, поскольку отсутствие в мотивировочной части решения оценки результатов проведенной в суде экспертизы при полном и всестороннем исследовании совокупности означенных выше доказательств, не повлияло на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Выводы заключения эксперта о том, что направленные документы на экспертизу (копии переоформительских писем и заявлений, актов приема-передачи зерна от спорных контрагентов, доверенности на Мордаева П.А.), подписаны вероятно Цаан Е.А, либо вероятно иным лицом; вероятно Морыляк Е.В., либо вероятно иным лицом; вероятно не Лещинским СВ., а иным лицом; вероятно Мордаевым П.А., обусловлены тем, что выводы даны в отношении подписей, изображение которых расположено в копиях исследуемых документов, а не рукописного текста в оригиналах. Следовательно, к представленным обществом и направленным на экспертизу копиям документов, следует отнестись критически, последние не отвечают требованиям допустимости и достоверности, предъявляемым к ним ст. 71 АПК РФ.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные расходные операции не имели места быть в действительности, что не позволяет их учитывать в целях налогообложения НДС.
Апелляционный суд не усматривает в материалах дела доказательств, представленных налогоплательщиком, подтверждающих реальность поставок зерна именно спорными контрагентами. Между тем, совокупность указанных выше обстоятельств, установленных налоговым органом в ходе проверки, свидетельствует о неспособности спорных контрагентов поставлять товар в адрес налогоплательщика, что в совокупности с фактом подписания документации неуполномоченным лицом, свидетельствует об отсутствии реальных взаимоотношений между названными лицами. При этом важно отметить, что налоговый орган в ходе проверки не опровергал факт приобретения зерна Обществом вообще, что не лишает возможности налогоплательщика обратиться в налоговый орган с уточненными налоговыми декларациями за проверенные периоды, с отражением сумм НДС к вычету по операциям приобретения зерна с приложением обосновывающих такие операции документов, содержащих достоверные сведения.
Лица, действующие исходя из соблюдения принципа разумного предпринимательского риска, с надлежащей степенью осмотрительности и в соответствии с обычаями делового оборота не осуществившие проверку правоспособности юридических лиц, достоверность представленных ими или составленных с их участием первичных бухгалтерских документов, служащих основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и принятия налоговых вычетов по НДС, в силу абзаца 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несут риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных ненадлежащим исполнением данных действий.
Суд апелляционной инстанции считает, что проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента выражается не только в проверке правоспособности юридического лица, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, но и личности лица, а также соответствующих полномочий на совершение юридически значимых действий, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.
Соответственно, при заключении сделок общество должно было не только затребовать учредительные документы и убедиться в наличии статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лица, действующего от имени юридического лица, а также в наличии у него соответствующих полномочий.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим принципы предпринимательской деятельности, риск наступления неблагоприятных последствий, в том числе невозможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, получения вычетов по НДС, возлагается непосредственно на субъект предпринимательской деятельности, действующего с определенным им степенью осмотрительности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, если при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом будут представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленные налогоплательщиком первичные документы по хозяйственным взаимоотношениям со спорными контрагентами не являются надлежащими доказательствами понесенных расходов, поскольку содержат противоречивую, недостоверную информацию.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Актив Омск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2014 по делу N А46-11957/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11957/2013
Истец: ООО "Актив Омск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Третье лицо: Кнаус А. А., Мордавев П. А., Новиков В. И., ООО "Лаборатория экспертных исследований", ООО "Правовой центр судебной экспертизы", Ромащенко Н. Ф., Сапожников Г. В., ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Черняев Г. И., Черняева Л. И., АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "АБСОЛЮТ БАНК" (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО), АНО центр развития экспертиз "Лаборатория экспертных исследований", Лещинский С. В., Морыляк Е. В., Никифоров И. И., Цаан Е. А., Циммер Г. Н., Циммер Л. К.
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6143/14