г. Москва |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А40-133913/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2014 по делу N А40-133913/2013, принятое судьей Белицкой С.В. (7-1222)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Винзавод "Тольяттинский"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным решения госоргана,
при участии:
от заявителя: |
Гуськова Е.Д. по дов. N 37 от 12.08.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Винзавод "Тольяттинский" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), изложенный в письме N ПП-10/11392 от 18.03.2013, о предоставлении в собственность ООО "Винзавод "Тольяттинский" земельного участка площадью 14.548 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0102160:510) по адресу: Самарская обл, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Коммунальная, д.30А, а также об обязании Росимущества принять решение о предоставлении названного участка в собственность ООО "Винзавод "Тольяттинский" и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Решением от 14.05.2014 заявленные требования удовлетворены, при этом суд первой инстанции исходил из того, что решение Росимущества по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, выраженное в письме от 18.03.2013 N ПП-10/11392, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Не согласившись с данным решением суда, Росимущество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель заявителя в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с приведенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал на незаконность отказа Росимущества в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:510.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда, апелляционный суд считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ООО "Винзавод "Тольяттинский" заявитель является собственником производственно-административного здания площадью 11267 кв.м. и здания контрольно-пропускного пункта площадью 15,7 кв.м., приобретенные в порядке приватизации на основании договора N 1220 купли-продажи муниципального недвижимого имущества на коммерческом конкурсе от 08.06.2001 года.
Вышеуказанные здания располагаются на земельного участка площадью 14548 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0102160:510). расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Коммунальная, д. 30А, собственником которого является Российская Федерация, что подтверждается реестром федерального имущества под РНФИ П11630002139.
В целях эксплуатации вышеуказанных зданий 22.02.2000 между истцом и Мэрией г.Тольятти заключен договор аренды земельного участка N 124.
Письмом N 0129 от 29.06.2012 заявитель обратился в адрес Территориального управления Росимущества в Самарской области ответчика с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность на основании ст.36 ЗК РФ.
Письмом от 17.12.2012 N 8713 ТУ Росимущества в Самарской области, ссылаясь на выписку из ЕГРП, уведомила заявителя об имеющемся обременении спорного земельного участка в виде ипотеки прав аренды в пользу ОАО "Сбербанк России" и необходимости предоставления документов, подтверждающих согласие ОАО "Сбербанк России" на продажу участка.
Во исполнение указанного письма заявителем 20.02.2013 в адрес ТУ Росимущества в Самарской области, а также Росимущество направлено письмо ОАО "Сбербанка России" N 26/50 от 25.01.2013, подтвердившего свое согласие на приобретение заявителем в собственность истребуемого земельного участка.
Вместе с тем письмом от 24.05.2013 N 5800 Росимущества в Самарской области возвратило комплект документов, указав на необходимость устранения замечаний, изложенных в письме Росимущества N ПП-10/11392 от 18.03.2013. Согласно указанному письму принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность невозможно до снятия ареста и запрета, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении испрашиваемого земельного участка.
Данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность послужил основанием для обращения заявителя в суд.
Выраженный в означенных письмах Росимущества отказ в предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена, принимая во внимание, что оспариваемые отказы ответчика в предоставлении в собственность заявителя земельного участка не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному Приказу к заявлению о приобретении прав на земельный участок, прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, заявителем в Росимущество были представлены все необходимые, предусмотренные приведенными нормами документы, достаточные для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно п. 5.35 (1) Положения о Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является органом, уполномоченным на решение вопроса о предоставление в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка.
Приведенные в оспариваемых письмах ответчика мотивы отказа в предоставлении участка в собственность Общества не могут быть признаны законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявителем в Росимущество представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для предоставления в собственность земельного участка, отказ в его предоставлении является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.
В соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае, признав незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмом от 18.03.2013 N ПП-10/11392, о предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 14.548 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0102160:510, суд правомерно в соответствии с приведенной нормой Кодекса обязал Росимущество принять решение о предоставлении названного участка в собственность ООО "Винзавод "Тольяттинский" и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2014 по делу N А40-133913/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133913/2013
Истец: ООО "Винзавод "Тольятинский", ООО "Винзавод "Тольяттинский"
Ответчик: Росимущество