г. Томск |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А27-3071/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Стасюк Т.Е.
Афанасьевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: представителя Намаконовой Е.Г., действующей на основании доверенности от 31.12.2013 года,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новокузнецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 мая 2014 года по делу N А27-3071/2014
по иску Кузбасского Открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333) к администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496) о признании недействительным договора в части
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (да-лее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 21.10.2011 N 01-12 в редакции расчета арендной платы с 01.01.2014 по 31.12.2014, являющегося приложением к договору, в части превышения размера арендной платы над размером 1 753 515 руб. в год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20 мая 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Новокузнецкого муниципального района подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование к отмене судебного акта заявитель жалобы указывает, что постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", является единственным правовым актом, согласно которому следует рассчитывать размер арендной платы в рассматриваемом случае.
Полагает, что суд не вправе был руководствоваться Правилами определения размера арендной платы, а так же порядком, условиями и сроками внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации принятыми Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 528.
ОАО "Кузбассэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу, а так же его представитель в суде апелляционной инстанции возражают против ее доводов, просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Ответчик явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, между администрацией Новокузнецкого муниципального района (арендодателем) и ОАО "Кузбассэнерго" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 21.10.2011 N 01-12, в соответствии с которым арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения, земельный участок с кадастровым номером 42:09:0106001:28, площадью 4 025 900 кв.м, местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Безруково, ул. Болотная, дом 56, под золоотвал N 2.
В соответствии с пунктом 2.1 договора земельный участок передается в аренду на период с 31.07.2011 года по 31.12.2012 года.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы с 31.07.2011 года по 31.12.2011 года составляет 2 356 051 руб. 80 коп.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что изменение размера арендной платы, производится арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти и (или) ме-стного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчёта и (или) размер арендной платы и (или) земельного налога с момента принятия указанных ак-тов, либо с иной даты, с которой распространяет свое действие указанный акт.
Согласно расчету величины арендной платы к договору размер арендной платы за земельный участок за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года составляет 6 548 645 руб. 69 коп.
Полагая, что размер арендной платы в 2014 году должен определяться исходя из утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" ставок и не может превышать их, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и доказанности.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 N 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Следуя материалам дела, арендная плата установлена приложением N 1 к договору аренды за период с 31.07.2011 года по 31.12.2011 года в размере 2 356 051 руб. 80 коп. в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее - Порядок), исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с применением соответствующих коэффициентов.
Пунктом 2.1. Порядка установлены способы определения размера арендной платы при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Каких-либо ставок кадастровой стоимости для земельных участков, занятых объектами электроэнергетики, не предусмотрено.
Арендная плата за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года определена в размере 6 548 645 руб. 69 коп. в год, на основании постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 года N 47 по следующей формуле: 109 594 688,32 руб. (показатель кадастровой стоимости земельного участка) х 7,4 (Кв - коэффициент, учитывающих вид использования земельного участка) х 1,3756 (Ки- произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, Ки 2010 = 1,1, Ки 2011=1,065, Ки 2012= 1,055, Ки 2013 = 1,055, Ки 2014 = 1,05) х 0,00587 (Кпр - коэффициент перехода, определяемый отношением кадастровой стоимости земельного участка, действующей до 17.05.2012 (644 144 руб.) к кадастровой стоимости земельного участка, действующей после 17.05.2012 (109 594 688,32 руб.).
Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, ОАО "Кузбассэнерго" принадлежит на праве собственности золоотвал N 2, на-значение: нежилое, 0-этажный, общей площадью 4 025 900 кв.м., инв.N 2-1-1088, лит. XXXXIX, адрес (местонахождение) объекта: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Безруково, примерно в 43 м от ул. Болотная, дом 56 по направлению на юго-запад (свидетельство о государственной регистрации права от 12.12.2012).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 42:09:0106001:28 площадью 4 026 256 кв.м имеет раз-решенное использование: под золоотвал, кадастровая стоимость земельного участка составляет 109 594 688,32 руб., местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за переделами участка: ориентир жилой дом; уча-сток находится примерно в 43 м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Безруково, ул. Болотная, дом 56.
Земельный участок предоставлен в аренду истцу для размещения золоотвала.
В соответствии с пунктом 4.2. Устава ОАО "Кузбассэнерго" осуществляет производство электрической и тепловой энергии, в том числе производство осуществляется на Беловской ГРЭС государственная районная электростанция, к гидросооружениям которой относятся золошлакоотвалы в соответствии с паспортом безопасности от 29.12.2010.
Учитывая изложенное, принимая во внимание пункт 1.18 Перечня видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295), пункты 7.1.4, 12.5.2.1 Свода Правил Электростанции тепловые СНИП 11-58-75 (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 282 от 30.06.2012), золоотвал относится к объектам электроэнергетики.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Поскольку установленный комитетом размер арендной платы на 2014 год, составляющий 6 548 645,69 руб. в год, превышает предельно допустимый размер годовой арендной платы, определенный на основании приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленный ответчиком размер арендной платы противоречит требованиям закона.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, условия договора аренды земельного участка публичной собственности в части определения размера арендной платы, в случае противоречия обязательным нормативным правовым актам, устанавливающим ставки арендной платы или методику их расчета, являются недействительными применительно к статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом недействительность договора аренды земельного участка публичной собственности в части установления размера арендной платы не влечет недействительность договора в целом, поскольку в данном случае цена договора должна определяться в соответствии с требованиями закона (статьи 180, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ОАО "Кузбассэнерго".
Довод истца о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами - постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления размер арендной платы по договору превысил предельный размер арендной платы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, опровергаются вышеизложенными выводами и не влияют на правильность вынесенного судебного акта.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 мая 2014 года по делу N А27-3071/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Новокузнецкого муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3071/2014
Истец: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района