г. Пермь |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А71-4442/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс": Байков Е.В., паспорт, доверенность от 10.12.2013;
от заинтересованного лица Министерства транспортного и дорожного хозяйства Удмуртской Республики: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства,
от 16 июня 2014 года
по делу N А71-4442/2014, принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (ОГРН 1071841002210, ИНН 1835076756)
к Министерству транспортного и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480)
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" (далее -, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, административный орган) N 08-16/2014-14-А от 10.04.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, на основании которого общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что состав административного правонарушения отсутствует, так как вопросы, связанные с исполнением договора, находятся в сфере регулирования гражданского законодательства и нарушение расписания не может быть квалифицировано по ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011. Заявитель считает ошибочным вывод суда о длящемся характере административного правонарушения и полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленного ст. 4.5. КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.02.20014 и 26.02.2014 (вх. N 0821, вх. N 0856) в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поступили заявления от граждан Биянова С.А. и Каркиной О.В. о нарушении ОАО "Удмуртавтотранс", являющимся перевозчиком и осуществляющим регулярные перевозки по маршруту N535 сообщением "Балезино - Ижевск" по утвержденному расписанию, законодательства в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах.
В заявлении Биянова С.А. указано, что в нарушение установленного расписания движения автобусов ОАО "Удмуртавтотранс" отменены следующие рейсы: 07.12.2013 - отправление из Балезино в 06 час. 15 мин., отправление из Ижевска в 09 час. 10 мин.; 11.12.2013 - отправление из Балезино в 14 час. 10 мин., отправление из Ижевска в 17 час. 30 мин.; 29.12.2013 - отправление из Балезино в 11 час. 20 мин., отправление из Ижевска в 14 час. 20 мин.
В заявлении Каркиной О.В. указано, что в нарушение установленного расписания движения автобусов ОАО "Удмуртавтотранс" отменены следующие рейсы: 01.01.2014 - отправление из Балезино в 06 час. 15 мин. и 07 час. 50 мин.; отправление из Ижевска 09 час. 10 мин. и 11 час. 30 мин.
Как установлено административным органом, Министерством, по итогам проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по маршруту "Балезино - Ижевск" с победителем ОАО "Удмуртавтотранс" заключены договоры N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике сроком действия с 01.05.2012 по 30.04.2017.
Приложениями N 1 к договорам определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств по маршруту N 535 "Балезино-Ижевск". Приложением N 1 к договору N 147 от 10.04.2012 определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств на маршруте N 535: из п. Балезино в 06 час. 15 мин., 07 час. 50 мин., 11 час. 20 мин., 14 час. 10 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 09 час. 10 мин., 11 час. 30 мин., 14 час. 20 мин., 17 час. 30 мин. - ежедневно. Приложением N 1 к договору N 147/1 от 10.04.2012 определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств на маршруте N 535: из п. Балезино в 05 час. 50 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 16 час. 40 мин. - ежедневно.
В силу подпунктов 3.1.1., 3.2.1. пункта 3.1. заключенного договора Перевозчик обязан обеспечить регулярную перевозку пассажиров по расписанию, указанному в приложении N 1 к договору.
На основании заявлений граждан о нарушении перевозчиком - ОАО "Удмуртавтотранс" расписания движения автобусов, и установив в действиях ОАО "Удмуртавтотранс" признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", 28.03.2014 административным органом составлен в протокол об административном правонарушении N 08-16/2014-14-А.
10.04.2014 Министерством вынесено постановление N 08-16/2014-14-А, согласно которому ОАО "Удмуртсавторанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Удмуртавтотранс" обратилось в арбитражный суд заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, соблюдении процессуального порядка привлечения к административной ответственности, а также порядка проведения проверки, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения в действиях общества являются обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ) настоящим законом осуществляется правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения в пределах полномочий Удмуртской Республики, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со ст. 14 Закона N 57-РЗ нарушение расписания отправления (прибытия) транспортных средств на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике, а также на маршрутах регулярных перевозок в границах городского округа, поселения, на маршрутах регулярных перевозок между поселениями в границах муниципального района - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ) регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике.
Частью 2 статьи 10 Закона N 38-РЗ предусмотрено, что регулярные перевозки осуществляются по расписанию отправления (прибытия) автомобильного пассажирского транспорта, которым устанавливается временной график или дифференцированные по времени суток и (или) дням недели интервалы отправления автомобильного пассажирского транспорта от остановочных пунктов и прибытия автомобильного пассажирского транспорта на остановочные пункты.
Согласно ст. 7 Закона N 38-РЗ регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом с перевозчиком.
Согласно договорам, заключенным Министерством и ОАО "Удмуртавтотранс" N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, перевозчик обязан обеспечить регулярную перевозку пассажиров по расписанию, указанному в приложениям к договорам: по маршруту N535 "Балезино-Ижевск" из п. Балезино в 06 час. 15 мин., 07 час. 50 мин., 11 час. 20 мин., 14 час. 10 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 09 час. 10 мин., 11 час. 30 мин., 14 час. 20 мин., 17 час. 30 мин. - ежедневно; на маршруте N 535: из п. Балезино в 05 час. 50 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 16 час. 40 мин. - ежедневно.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Удмуртавтотранс" было допущено нарушение расписания 07.12.2013 - отправление из Балезино в 06 час. 15 мин.; 11.12.2013 - отправление из Балезино в 14 час. 10 мин.; 29.12.2013 - отправление из Балезино в 11 час. 20 мин., 01.01.2014 были отменены все утренние рейсы 05 час. 50 мин. - Игринский филиал и 06 час. 15 мин., 07 час. 50 мин. - Глазовский филиал.
Из изложенного следует, что ОАО "Удмуртавтотранс", являющееся перевозчиком и осуществляющее регулярные перевозки по маршруту "Балезино - Ижевск" по утвержденному расписанию, были отменены регулярные рейсы, что является нарушением расписания отправления транспортных средств.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции подтверждает вывод суда о доказанности нарушений расписания отправления автобусов обществом (подтверждено заявлениями граждан Биянова С.А., Каркиной О.В., (л.д. 56-57), договорами N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 (л.д. 58-79), протоколом об административном правонарушении от 28.03.2014 N 08-16/2014-14-А), которое образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена предусмотренного ст.14 Закона N 57-РЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина заявителя административным органом исследована и нашла отражение в оспариваемом постановлении. Доказательств, принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению расписания отправления (прибытия) транспортных средств на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, в материалы дела не представлено. Доказательства отсутствия у общества объективной возможности соблюдения требований законодательства в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах не представлены.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст.14 Закона N 57-РЗ.
Доводы заявителя о недоказанности состава правонарушения в связи с тем, что обязанность по исполнению расписания является обязательством, возникающим из гражданско-правового договора (договоры N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике), и ответственность за несоблюдение расписания движения автобусов должна вытекать из гражданского законодательства, а не из административного, апелляционный суд после рассмотрения отклоняет.
Данная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права, поскольку из положений ст. 14 Закона N 57-РЗ и ст. 10 Закона N 38-РЗ следует, что последствия несоблюдения установленного расписания в независимости от оснований его установления (при наличии заключенного договора с перевозчиком или при осуществлении перевозок без договора) влекут публично-правовые последствия, в частности, нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц (граждан), в связи с чем на правоотношения по соблюдению расписания отправления (прибытия) транспортных средств на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения распространяется действие административного законодательства соответствующего муниципального образования, а именно, Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Таким образом, довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения на том основании, что вопросы, связанные с исполнением договора, находятся в сфере регулирования гражданского законодательства и нарушение расписания не может быть квалифицировано по ст. 14 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011, по изложенным мотивам не может быть принят.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении (в части извещения общества о процессуальных действиях) не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законными правами и гарантиями.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Вместе с тем, проверив доводы общества о пропуске срока, регламентированного нормами ст. 4.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое постановление вынесено Министерством с нарушением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, а соответствующий довод заявителя судом первой инстанции отклонен необоснованно.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции квалифицировал совершенное правонарушение как длящееся и посчитал, что нарушение обществом расписания, установленного договорами об организации регулярных перевозок по маршруту N 535 "Балезино - Ижевск", продолжалось длительное время.
Однако обстоятельства дела свидетельствуют о том, что правонарушение не носит длящийся характер, поскольку нарушение обществом установленного расписания было совершено несколькими эпизодами, а именно 07.12.2013, 11.12.2013, 29.12.2013, 01.01.2014.
Ошибочный вывод суда о длящемся характере правонарушения привел к тому, что суд неправильно исчислил двухмесячный срок давности, начав его исчисление со дня обнаружения правонарушения, а не со дня его совершения.
Как установлено п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005, при применении ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства совершенного правонарушения, полагает, что оно не является длящимся, совершено одномоментно, но разделено на несколько эпизодов, начало исчисления срока давности для привлечения общества к административной ответственности приходится на дату последнего эпизода нарушения обществом расписания движения автобусов, т.е. 01.01.2014. Указанная дата и является датой совершения административного правонарушения.
Таким образом, датой окончания двухмесячного срока для вынесения Министерством постановления по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Удмуртсавторанс" является 01.03.2014.
Как следует из материалов дела, Министерством постановление N 08-16/2014-14-А по ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ, вынесено 10.04.2014, то есть с нарушением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о вынесении постановления с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности апелляционный суд признает обоснованным и свидетельствующим о наличии оснований для отмены постановления и решения суда.
Оспариваемое постановление постановления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 08-16/2014-14-А от 10.04.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, поскольку при его вынесении нарушены требования ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда первой инстанции апелляционный суд отменяет в связи с неправильным применением норм материального права на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 16 июня 2014 года по делу N А71-4442/2014 отменить.
Признать постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении от 10.04.2014 N 08-16/2014-14-А о наложении штрафа в размере 40 000 рублей незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4442/2014
Истец: ОАО "Удмуртавтотранс"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики