г. Челябинск |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А07-3081/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2014 г. по делу N А07-3081/2014 (судья Решетников С.А.),
В заседании приняли участие представители:
Общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Шарипов А.А. (доверенность от 29 ноября 2012 г. N 007/441);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гирфанов А.М. (доверенность от 30 января 2014 г. N 25)
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания УФАС по РБ N 43 от 13 декабря 2013 г. по делу NА-173/10-13.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2014 г. (с учетом определения об исправлении описки от 20 июня 2014 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт оборудования жилого дома N 5, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Лучистая в установленном порядке электроплитой. Поскольку данное обстоятельство антимонопольным органом не доказано, в силу п. 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" понижающий коэффициент 0,7 применению не подлежит.
Кроме того, решение антимонопольного органа от 13 декабря 2013 г. по делу N А-173/10-13 принято с превышением полномочий, поскольку контроль за установлением и применением цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности относится к полномочиям Федеральной службы по тарифам России и не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Податель апелляционной жалобы также отмечает, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание информационное письмо Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 г. N 12-03-и, согласно которому установленный порядок оборудования дома электроплитами и электроотопительными приборами подразумевает под собой подключение соответствующих установок к инженерным сетям жилых домов с соблюдением технических норм и правил, установленных действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
До начала судебного заседания УФАС по РБ представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Представитель антимонопольного органа поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание третьи лица: Козлов В.В., Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" не явились, представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2013 г. гр. Козлов В.В., проживающий в городе Уфе на ул. Лучистая, д. 5, обратился в ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" по вопросу применения при расчетах за потребленную электрическую энергию тарифа, установленного пунктом 1.2 "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" приложения N 1 к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 ноября 2012 г. N 767 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2013 год" (далее - Постановление ГКТ РБ N 767).
К заявлению гр. Козловым В.В. приложены письмо ООО "Башкирэнерго" от 22 августа 2013 г. N 10/146/2-1141 и справка филиала ОАО "Газ-Сервис" "Уфагаз" об отсутствии газоснабжения жилого дома по ул. Лучистая, 5.
Из материалов дела также следует, что письмом от 22 августа 2013 г. N 10/146/2-1141 ООО "Башкирэнерго" Козлову В.В было сообщено, что действующим законодательством в области электроэнергетики не предусмотрена выдача технических условий на подключение электроплиты. Кроме того, ранее, на технологическое присоединение жилого дома по данному адресу были выданы технические условия N 146/1-1137-8436 от 08 ноября 2012 г. с отпуском мощности 15 кВт, напряжением 380 В прежнему собственнику гр. Крысину В.А. (л.д. 144)
В связи с отказом ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" в применении тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, Козлов 30 августа 2013 г. обратился с жалобой в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам. Указанное обращение направлено Комитетом в УФАС по РБ.
По результатам проведенной проверки УФАС по РБ принято решение по делу N А-173/10-13 от 13 декабря 2013 г. о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" признано нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в решении содержится вывод о выдаче ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Также антимонопольным органом 13 декабря 2013 г. обществу выдано предписание N 43 по делу N А-173/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" в срок до 25 декабря 2013 г. вменено в обязанность прекратить нарушение антимонопольного законодательства (пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции") в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившиеся в отказе в применении понижающего коэффициента гр. Козлову В.В. путем начисления оплаты за потребленную электрическую энергию согласно Постановления ГКТ РБ N 767 как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками
Не согласившись с решением от 13 декабря 2013 по делу N А-173/10-13 и предписанием от 13 декабря 2013 г. N 143, ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренных ненормативных правовых актов действующему законодательству и отсутствии нарушения ими прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со ст. 3 Закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в этом Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям.
Статья 52 Закона N 135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
В силу п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на осуществление действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с позицией, изложенной в п. п. 4, 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Пунктом 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 9 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случае, установленном законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
Для целей применения положений ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, влекущих наступление (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Оспоренное решение антимонопольного органа содержит вывод о доминировании ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на рынке оказания услуг по поставке электрической энергии.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ, п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
То есть положение субъекта естественной монополии признается доминирующим в силу прямого указания закона.
В соответствии с п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Ценообразование в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением N 1178, установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что с 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно п. 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 г. N УП - 567, в Республике Башкортостан полномочия по установлению тарифов возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Постановлением ГКТ РБ N 767 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен одноставочный тариф с 1 января 2013 года в размере 1,41 рублей за квт.ч., с 1 июля 2013 года в размере 1,58 рублей за квт.ч.
Как следует из материалов дела, между Козловым В.В. и ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" 06 апреля 2013 г. заключен договор энергоснабжения N 580000204355 (л.д. 123-125). Между прежним собственником жилого дома N 5 по ул. Лучистой г. Уфы - Крысиным В.А. и ООО "БашРЭС" 15 ноября 2012 г. заключен договор N 10-2759 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 11554 от 17 января 2013 г. (л.д. 126-129). Также между Крысиным В.А. и ООО "БашРЭС" 21 ноября 2012 г. подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, а также акт об установке приборов учета электрической энергии (л.д. 130-135).
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто подателем жалобы, названный жилой дом оборудован стационарной электроплитой, сетевое газоснабжение отсутствует. Козлов В.В. в июне 2013 года при расчетах за потребленную электроэнергию в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Лучистая, д. 5, применял тариф в размере 2,02 руб./кВт.ч. в то время, как Постановлением ГКТ РБ N 767 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен одноставочный тариф с 1 января 2013 года в размере 1,41 рублей за квт.ч., с 1 июля 2013 года в размере 1,58 рублей за квт.ч.
Доводы подателя жалобы о том, что истец не подтвердил документально факт оборудования дома электроплитой не подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, связанные с нарушением обществом установленного порядка ценообразования, путем использования не подлежащего применению в расчетах с гр. Козловым В.В.тарифа, что является нарушением положений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ и правомерно квалифицированы антимонопольным органом в оспариваемом решении.
Законность оспоренного решения антимонопольного органа и выданного на основании такого решения предписания, соответствующего критериям конкретности и исполнимости, исключают возможность удовлетворения требований о признании этих ненормативных правовых актов недействительными.
Довод жалобы о том, что решение антимонопольного органа от 13 декабря 2013 г. по делу N А-173/10-13 принято с превышением полномочий судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о защите конкуренции в числе основных функций антимонопольного органа обозначено выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения. К числу таких нарушений относится злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением ( ст. 10 Закона N 135-ФЗ)
Антимонопольный орган, как отмечено выше, в силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, данные полномочия были правомерно реализованы УФАС по РБ в рамках настоящего дела.
Довод жалобы о том, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание информационное письмо Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 г. N 12-03-и не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, применяемым судом при рассмотрении дела (ст. 13 АПК РФ). Более того, данное письмо отменено и не подлежит применению в соответствии с письмом Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 12 февраля 2013 г. N 03/03-И (л.д. 106-107).
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2014 г. по делу N А07-3081/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3081/2014
Истец: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: Государственный комитет РБ по тарифам, Козлов В. В., Козлова В В, ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ООО "Башкирэнерго"