г. Москва |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А41-11182/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шутов Е.В., доверенность от 14.01.2014, Орлов А.С., доверенность от 29.07.2014,
от заинтересованного лица: Чернуха Ю.А., доверенность от 17.03.2014 N 1169-исх.,
от третьих лиц: Зотов Г.В., лично, паспорт,
от ООО "Технология" - не явились, извещены
от ИП Бадажкова П.Е. - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-11182/14 по заявлению ООО "Кром" (ИНН 5047070860, ОГРН 1055009354707) к администрации городского округа Химки Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц: Зотова Георгия Владимировича, общества с ограниченной ответственностью "Технология" (ИНН: 7709578764, ОГРН: 1047796893539), индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, о признании незаконным бездействия, об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кром" (далее - ООО "Кром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, администрация г.о.Химки, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
1. Признать незаконным бездействие администрации г.о.Химки МО, выразившееся не предоставлении ответа на обращение от 17.10.2013 N 7090-вх.
2. Признать незаконным бездействие администрации г.о.Химки МО, выразившееся не принятии решения о предоставлении Заявителю в аренду и не заключении договора аренды земельного участка площадью 9652 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010301:537, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода.
3. Восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя, обязав администрацию г.о. Химки МО заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 9652 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010301:537, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода в порядке и сроки, определенные действующим законодательством РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд установил, что решение суда первой инстанции принято в отношении прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.01.2010 ООО "Кром" обратилось к Главе г.Химки о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка ориентировочной площадью 1,5 га, расположенного по адресному ориентиру: МО, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода, для строительства и эксплуатации многофункционального производственно-складского и офисного центра (л.д.20).
Постановлением Администрации г.о.Химки от 14.08.2012 N 1382 утверждена ООО "Кром" схема расположения земельного участка, выполненная на кадастровой карте территории г.о.Химки, площадью 9652 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: МО, г.Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения автостоянки, без права капитального строительства", в соответствии с актом выбора земельного участка (л.д.21-28).
03.10.2012 участок был поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0010301:537, площадью 9652 кв.м., с видом разрешенного использования "для размещения автостоянки без права капитального строительства" (л.д.15).
17.10.2013 ООО "Кром" обратилось в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка (л.д.31).
В связи с отсутствием от администрации ответа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на нарушение администрацией статьей 30, 31 Земельного кодекса РФ, предусматривающих заключение договора аренды земельных участков под строительство с организациями, для которых было согласовано место размещения объекта строительства. Вся процедура, предусмотренная указанными нормами, выполнена надлежащим образом.
Администрация, возражая против заявленных требований ссылается на наличие иных претендентов на спорный земельный участок, в подтверждение чего представлена публикация о предполагаемом предоставлении земельного участка площадью 9 652 кв. м, с кадастровым номером 50:10:0010301:536, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода, для размещения автостоянки, без права капитального строительства, в газете "Химкинские Новости" (выпуск от 22.11.2013 N 54(2140) (л.д. 50). В размещенном уведомлении установлен срок для принятия администрацией предложений и возражений относительно предполагаемого предоставления в аренду указанного земельного участка - в течение 14 дней с момента публикации.
В указанный срок поступили заявления Зотова Г.В., ООО "Технология", ИП Бадажкова П.Е. о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка (л.д. 51-57).
По смыслу положений пунктов 3, 4 ст. 31 ЗК РФ публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На основании изложенного, определением от 31.07.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Зотов Георгий Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Технология", индивидуальный предприниматель Бадажков Павел Евгеньевич.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации против удовлетворения заявленных требований возражал.
Зотов Г.В. в ходе судебного заседания против удовлетворения заявленных требований возражал.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
В силу со статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ст. 13 ГК РФ).
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что общество 11.01.2010 обратилось к Главе г.Химки о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка ориентировочной площадью 1,5 га, расположенного по адресному ориентиру: МО, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода, для строительства и эксплуатации многофункционального производственно-складского и офисного центра (л.д.20).
Письмом от 20.09.2012 N 4341-исх администрация сообщила обществу о том, что информирование населения о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 9652 кв.м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода, проведено, с 18.08.2012 по 02.09.2012 предложений и возражений от третьих лиц не поступало, акт выбора земельного участка утвержден 19.09.2012, в связи с чем обществом проведены кадастровые работы и земельный участок 03.10.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:10:0010301:537.
Таким образом, обществом со своей стороны соблюдена вся процедура выбора земельного участка, предусмотренная статьями 30, 31 ЗК РФ, получены все необходимые разрешения и согласования, предшествующие получению земельного участка в аренду, что администрацией не оспаривается.
Администрацией не представлено доказательств нарушения прав иных лиц, которые могли быть заинтересованы в данном земельном участке на стадии его выбора и предварительного согласования, а не после того, как земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет, и когда указанный результат может иметь коммерческий интерес для тех лиц, которые не намеревались проявлять такого интереса до того как земельный участок стал отвечать признакам объекта земельных отношений.
Доводы третьего лица Зотова Г.В. о нарушении его прав на приобретение спорного земельного участка в аренду обусловлены лишь желанием обратить внимание на непрозрачность, по его мнению, порядка получения в городе Химки земельных участков. Между тем рассмотрение подобных вопросов относится к компетенции соответствующих государственных органов, а не арбитражного суда.
Учитывая, что акт выбора земельного участка, постановление об утверждении схемы расположения земельного участка не отменены и никем не оспорены, оснований для повторного информирования населения о предполагаемом предоставлении в аренду уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка не имелось, а администрация обязана завершить процедуру выбора земельного участка заключением договора аренды.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При данных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией не представлено законных оснований для неоформления ООО "КРОМ" прав на испрашиваемый им земельный участок. Бездействие администрации является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.
Поскольку спорный участок был выбран и сформирован для заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для непредставления заявителю указанного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Московской области от 30.05.2014 по делу N А41-11182/14 отменить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся непредоставлении ответа на обращение от 17.10.2013 N 7090-вх.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Кром" в аренду и не заключении договора аренды земельного участка площадью 9652 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010301:537, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода.
Обязать администрацию городского округа Химки Московской области (ИНН: 5047009801, дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 04.12.2002) заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Кром" договор аренды земельного участка площадью 9652 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010301:537, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, начало Международного шоссе в районе пешеходного перехода в порядке и сроки, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
Взыскать с администрации городского округа Химки Московской области (ИНН: 5047009801, дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 04.12.2002) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кром" (ИНН: 5047070860, дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 07.12.2005) в возмещение расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, денежные средства в размере 2 000 рублей.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11182/2014
Истец: ООО "Кром"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области