г. Ессентуки |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А25-823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2014 по делу N А25-823/2014 (судья Д.Г. Шишканов)
по заявлению Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево- Черкесской Республике (ОГРН 1020900512820, ИНН 0901003399)
к судебному приставу - исполнителю Черкесского городского отдела судебных приставов N 1 УФССП по КЧР Байрамукову А.Б. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967590, ИНН 0914000740)
об оспаривании постановления от 11.04.2014 об отказе в возбуждении исполнительного производства
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике: Байрамукова М.Р. по доверенности от 28.05.2014 N 02-06/02/3614, Манкевич А.В. по доверенности от 09.01.2014 N 04-36/04/8.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике,
Общество с ограниченной ответственностью "Алкон-2",
Судебный пристав исполнитель Черкесского городского отдела судебных приставов N 1 УФССП России по Карачаево-Черкесской Республике Байрамуков А.Б. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу - исполнителю Черкесского городского отдела судебных приставов N 1 Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Байрамукову А.Б. о признании недействительным постановления от 11.04.2014 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Определением от 14.05.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево- Черкесской Республике (далее по тексту - Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица также привлечен должник в рамках исполнительного производства - Общество с ограниченной ответственностью - племенной репродуктор "АЛКОН-2" (далее - Общество).
Решением от 10.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.06.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике просит оставить решение суда от 10.06.2014 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании представители Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда от 10.06.2014 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является страхователем в отношении уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и зарегистрировано заявителем в этом качестве.
В связи с неисполнением Обществом требования от 30.12.2013 N 3106 об уплате в добровольном порядке недоимки по страховым взносам в сумме 63 руб. 60 коп. заявителем было принято решение от 30.01.2014 N 113 о взыскании недоимки за счет денежных средств страхователя на счетах в банках, выставлено инкассовое поручение от 12.02.2014 N 169 в обслуживающий Общество банк (Северо-Кавказский банк ОАО "Сбербанк России").
Уведомлением от 13.02.2014 обслуживающий Общество банк сообщил заявителю о недостаточности на счете Общества денежных средств для уплаты недоимки по страховым взносам по инкассовому поручению от 12.02.2014 N 169 в полном объеме.
Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", принял решение и вынес постановление от 31.03.2014 N 113 о взыскании недоимки по страховым взносам в размере 2 руб. 15 коп. за счет имущества страхователя.
Постановление от 31.03.2014 N 113 с приложением инкассового поручения от 12.02.2014 N169 с банковским уведомлением о недостаточности на счете Общества денежных средств для уплаты недоимки по страховым взносам было направлено заявителем с сопроводительным письмом от 01.04.2014 N04-33/04/2243 в Черкесский городской отдел судебных приставов Управления для исполнения.
Постановлением от 11.04.2014 судебный пристав - исполнитель Байрамуков А.Б. отказал в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", указав на то, что исполнительный документ заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Заявитель, не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя Байрамукова А.Б. от 11.04.2014, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ определено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя возможно при наличии совокупности двух условий - его несоответствия закону и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 128 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (часть 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ).
Заявитель воспользовался надлежащим способом защиты права, обжаловав постановление судебного пристава - исполнителя Байрамукова А.Б. от 11.04.2014 об отказе в возбуждении исполнительного производства в арбитражном суде.
Согласно статье 122 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы в порядке подчиненности или оспорены в суде.
Согласно статье 122 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
В названных нормах законодателем четко разграничены понятия обжалования действий должностного лица службы судебных приставов в порядке подчиненности и их оспаривания в судебном порядке, а также формы обращений заинтересованного лица: в первом случае в виде жалобы, во втором - в виде заявления.
Статьей 122 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ установлен десятидневный срок на подачу жалобы в порядке подчиненности. Указания на возможность применения данного срока при оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов в судебном порядке данная норма не содержит.
Частью 4 статьи 128 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ установлено, что рассмотрение заявления об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов производится по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.
Поскольку Федеральным законом от 02.10.07 N 229-ФЗ не установлен иной срок на оспаривание ненормативного акта государственного органа (должностного лица) в судебном порядке, в данном случае подлежит применению срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое постановление судебного пристава - исполнителя Байрамукова А.Б. от 11.04.2014 было получено заявителем 21.04.2014, что подтверждается входящим штампом заявителя на его экземпляре постановления. В арбитражный суд заявитель обратился 13.05.2014, т.е. с соблюдением предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Статьей 13 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ определен перечень требований, предъявляемых ко всем исполнительным документам. Так, согласно части первой указанной статьи в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе: для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; дата выдачи исполнительного документа.
Постановление заявителя от 31.03.2014 N 113 о взыскании недоимки по страховым взносам в размере 2 руб. 15 коп. за счет имущества Общества по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", что судебным приставом - исполнителем Байрамуковым А.Б. и Управлением не оспаривается.
В обоснование отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель Байрамуков А.Б. при вынесении оспариваемого постановления от 11.04.2014 сослался на пункт 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ, согласно которому судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 части 1 данной статьи, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением положений статей 18 - 23, 25 - 27 данного Федерального закона, применяемых к указанным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
На основании постановления заявителя от 31.03.2014 N 113 за счет имущества Общества подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2 руб. 15 коп.
Таким образом, к взысканию указанной недоимки с Общества в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ применяются положения статей 18 - 23, 25 - 27 данного Федерального закона, предусматривающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов и порядок взыскания со страхователей недоимки органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2). Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи (часть 3).
В рассматриваемом случае Общество создано и действует в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, по своему статусу не имеет счетов в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем на него не распространяется специальный (судебный) порядок взыскания недоимки по страховым взносам, указанный в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Взыскание с Общества недоимки должно осуществляться во внесудебном (бесспорном) порядке по правилам, предусмотренным статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены данной статьей (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ).
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 данного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Правовая конструкция приведенных норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ свидетельствует о специальном характере данного Федерального закона по отношению к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части особенностей порядка направления и исполнения постановления органа Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика.
Одной из таких особенностей является придание статуса исполнительного документа решению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принимаемому руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое подлежит направлению судебному приставу-исполнителю для исполнения при наступлении одного из двух условий:
- при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов;
- при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов.
Из материалов дела следует, что заявитель направил постановление от 31.03.2014 N 113 на исполнение в Черкесский городской отдел судебных приставов Управления в связи с недостаточностью денежных средств на счете Общества в пределах сумм, указанных в требовании от 30.12.2013 N 3106 об уплате недоимки по страховым взносам, и с учетом сумм, в отношении которых Северо-Кавказским банком ОАО "Сбербанк России" ранее было произведено частичное взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Постановление заявителя от 31.03.2014 N 113 является исполнительным документом в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Указанная норма предусматривает как вид указанного исполнительного документа, так и специальные требования к нему при направлении данного документа судебному приставу - исполнителю, а именно - обязательность приложения Фонд социального страхования Российской Федерации документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Судом установлено, что в адрес судебного пристава - исполнителя вместе с постановлением от 31.03.2014 N 113 заявитель сопроводительным письмом от 01.04.2014 N 04-33/04/2243 направил инкассовое поручение от 12.02.2014 N 169 на перечисление со счета Общества недоимки по страховым взносам в сумме 63 руб. 60 коп. с уведомлением Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" о недостаточности на счете Общества денежных средств для уплаты указанной недоимки в полном объеме.
Постановление заявителя от 31.03.2014 N 113 о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя было вынесено в отношении недоимки в размере 2 руб. 15 коп., оставшейся неуплаченной в связи недостаточностью на счете Общества денежных средств для ее уплаты недоимки по требованию от 30.12.2013 N 3106 в полном объеме.
Судом установлено, что заявитель при обращении в службу судебных приставов приложил к своему постановлению надлежащий документ (инкассовое поручение с электронным уведомлением банка), свидетельствующий о частичном неисполнении требований заявителя к Обществу об уплате недоимки по требованию от 30.12.2013 N 3106 в связи с отсутствием на счете Общества денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований в полном объеме.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявителем в отношении взыскания за счет имущества Общества недоимки, указанной в постановлении от 31.03.2014 N 113, соблюдены требования статей 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Вместе с данным постановлением в службу судебных приставов заявителем были направлены документы, необходимые и достаточные для подтверждения соблюдения заявителем требований к данному исполнительному документу, указанных в пункте 5 части 1 статьи 12 и статье 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Довод судебного пристава - исполнителя Байрамукова А.Б. о необходимости представления заявителем вместе с указанным в пункте 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительным документом требования об уплате страховых взносов, решения о взыскании недоимки по страховым взносам за счет денежных средств страхователя суд правомерно счел необоснованным, поскольку представление таких документов судебному приставу - исполнителю нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ не предусмотрено.
Ссылку судебного пристава - исполнителя Байрамуков А.Б. и Управления на письмо ФССП России от 31.01.2014 N 00014/14/4906-АП как на основание к отказу в возбуждении исполнительного производства судом правомерно отклонена. Указанным письмом ФССП России обратила внимание судебных приставов - исполнителей на изменение с 03.01.2014 порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды в связи с внесением Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ, касающихся порядка и сроков взыскания в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму не свыше 500 руб.
ФССП России разъяснила судебным приставам, что следует выносить постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", лишь в том случае, когда постановления органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов были вынесены с нарушением установленного порядка.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что правовые основания к отказу в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на пункт 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в рассматриваемом случае отсутствовали, судебный пристав-исполнитель был обязан возбудить исполнительное производство на основании постановления заявителя от 31.03.2014 N113.
Оспариваемым постановлением судебного пристава - исполнителя Байрамукова А.Б. от 11.04.2014 нарушены права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.
Вынесение постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в отсутствие для этого достаточных оснований повлекло за собой затягивание проведения в отношении должника предусмотренных Федеральным законом от 02.10.07 N 229-ФЗ исполнительных действий и применения к нему мер принудительного исполнения и, как следствие, задержку удовлетворения требований взыскателя и поступления средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителя о признании оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя Байрамукова А.Б. от 11.04.2014 недействительным подлежат удовлетворению.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2014 по делу N А25-823/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2014 по делу N А25-823/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-823/2014
Истец: ГУ -Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Судебный пристав исполнитель Черкесского городского отдеда СП N 1 УФССП России по КЧР Байрамуков Артур Борисович, Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ООО "Алкон-2", Судебный пристав исполнитель Черкесского городского отдела судебных приставов N 1 УФССП России по Карачаево-Черкесской Республике Байрамуков А. Б., Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике