город Омск |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А75-2909/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6272/2014) отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2014 по делу N А75-2909/2014 (судья Фёдоров А.Е.),
принятое по заявлению Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск к отделу надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
при участии в судебном заседании представителей:
от Отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий но Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отдел, административный орган) об оспаривании постановления от 25.03.2014 N 10 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением от 29.05.2014 по делу N А75-2909/2014 требование предприятия было удовлетворено со ссылкой на недоказанность наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, в рамках административного производства собран достаточный объем доказательств, свидетельствующий о наличии у заявителя обязанности по очистке от снежного покрова пожарного гидранта, невозможность доступа к которому послужила основанием для осуществления проверочных действий. По мнению административного органа, к таким доказательствам следует отнести муниципальный контракт N 229 от 25.12.2013 г., заключенный между заявителем и муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" г. Ханты-Мансийска, пунктом 3.1.1. Технического задания к которому определено, что проезжую часть улиц города Ханты-Мансийска необходимо очищать от снега по всей ширине (от бордюра до бордюра). Поскольку материалами дела установлено, что место, где расположен ПГ 014-03 является частью дорожного полотна автомобильной дороги на пересечении улиц: ул. Карла Маркса и Павлика Морозова, г. Ханты-Мансийска, (письмо Департамента городского хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска от 10.02.2014 N1056/14, акт осмотра территории и ПГ 014-03 в 18 часов 30 минут) именно М "ДЭП", по мнению отдела надзорной деятельности, является лицом, уполномоченным в соответствии с требованиями в области пожарной безопасности (пункт 55, ППР РФ, пункт 8.6. СП 8.13130.2009.) содержать очищенным от снега и льда ПГ 014-03, расположенный на проезжей части автомобильной дороги по адресу: ул. Карла Маркса, 40, г. Ханты-Мансийска пожарный гидрант.
Отклоняя указанные доводы апелляционной жалобы, Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие в представленном в материалы рассматриваемого спора отзыве ссылается на от отсутствие в вышеназванном контракте и Техническом задании к нему условий, возлагающих на заявителя обязанность по надлежащему противопожарному состоянию пожарных гидрантов, а также на различие оснований возложения на заявителя ответственности, предусмотренной статьей 20.4 КоАП и ответственности за качественную очистку дорожного полотна, которая может быть возложена на заявителя в случае ненадлежащего исполнения им условий заключенного контракта.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 24.01.2014 в ходе тушения пожара по адресу:
г. Ханты-Мансийск, ул. Карла-Маркса, 38 обнаружено, что пожарный гидрант ПГ 014-03 расположенный на пересечении улиц Карла-Маркса и Павлика Морозова, находится под снежным накатом и льдом толщиной 10 см, что является нарушением требований пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 18.03.2014 и вынесения постановления о назначении административного наказания 25.03.2014 N 10, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие оспорило его в судебном порядке.
29.05.2014 г. Арбитражным судом Ханты-Мансийского АО вынесено решение по делу, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в том числе подлежит такое обстоятельство как лицо, совершившее противоправное действие.
В случае отсутствия события правонарушения, в том числе в действиях (бездействии) конкретного лица, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Из указанного следует, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса о наличии оснований у административного органа к назначению наказания не связан доводами участвующих в деле лиц и обязан проверить наличие оснований для назначения административного наказания конкретному субъекту правоотношений. В свою очередь административный орган обязан представить доказательства совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление привлечении к ответственности.
В рассматриваемом случае апелляционный суд полагает, что оснований для привлечения предприятия к административной ответственности не имеется, поскольку в его действиях отсутствует событие вменяемого правонарушения.
А именно, муниципальному дорожно-эксплуатационному предприятию вменено нарушение противопожарных норм и правил, квалифицируемых по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В данном случае было установлено, что в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, частью 3 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.6 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения" пожарный гидрант ПГ 014-03, расположенный на пересечении улиц Карла Маркса и Павлика Морозова г. Ханты-Мансийске находился под снежным накатом и льдом толщиной 10 см, что предприятием не оспаривается.
В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Абзацем 5 пункта 8.6 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения" определено, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Обосновывая правомерность привлечения предприятия к административной ответственности, административный орган в апелляционной жалобе указал, что обязанность по соблюдению заявителем вышеназванных требований пожарной безопасности обусловлена заключением им муниципального контракта, а также Техническим заданием к которому определен перечень работ, подлежащих выполнению предприятием в рамках заключенного контракта.
Проанализировав содержание заключенного контракта и Технического задания к нему суд апелляционной инстанции соглашается с позицией предприятия об отсутствии в заключенном контракте условий, возлагающих на заявителя обязанности по очистке и содержании в надлежащем противопожарном состоянии пожарных гидрантов, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 КоАП.
В разделе 3.1 Технического задания определены требования к выполнению работ по зимнему содержанию улично-дорожной сета (подраздел. 3.1 1.) в составе работ предусмотрена очистка дорог, тротуаров, павильонов, средств организации дорожного движения, ливневой канализации открытого и закрытого типа" подземных пешеходных переходов, металлических ограждений, при этом очистка гидрантов или люков гидрантов не предусмотрены.
Указанные виды работ не отражены в разделах 1 и 5 контракта, а также не учтены в составе сметной стоимости работ до контракту, работы по очистке гидрантов к оплате не предъявлялись и заказчиком ЦЦЗП не оплачивались.
Перечень и схема расположения гидрантов сторонами: но согласовывались и в качестве приложения к контракту не оформлялись.
Регламент зимнего содержания улиц, дорог, тротуаров и проездов города (Приложение N к Приказу Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска N 171 от 01.11.2013 г.) в разделе 2 "Требований: к качеству уборки городских дорог по отдельным элементам" также не содержит элементов, связанных с пожарными гидрантами.
С учетом изложенного, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование г.Ханты-Мансийск в лице муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве", являющееся собственником пожарного гидранта, заключив соответствующий договор с муниципальным дорожно-эксплуатационным предприятием, делигировало ему соответствующие полномочия по содержанию пожарных гидрантов.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, а именно текста оспариваемого постановления на основании приказа Департамента муниципальной собственности муниципального образования г. Ханты-Мансийск от 31.12.2003 N 492 и прилагаемому к несу перечня водопроводов, приказа МП "Водоканал" от 27.01.2004 г. N 31-А "О приеме сетей водоснабжения и канализации на баланс предприятия и приказа МП "Водоканал" от 17.11.2009 г. N 01-216 "О приеме наружных сетей водопровода в хозяйственное ведение предприятия" сети водопровода г.Ханты-Мансийска в том числе и расположенные по ул. К.Маркса с пожарными гидрантами переданы в хозяйственное ведение МП "Водоканал".
С учетом изложенных обстоятельств рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предприятие не может быть отнесено к субъектам, наделенных полномочиями владеть, пользоваться и соответственно нести ответственность за надлежащее противопожарное состояние пожарного гидранта.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2014 по делу N А75-2909/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2909/2014
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ-ЮГРЕ, Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск
Ответчик: ГУ ГПН МЧС России по ХМАО-Югре, отдел надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по ХМАО- Югре
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО- Югре, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА