г. Томск |
|
1 сентября 2014 г. |
Дело N А27-19661/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плешивцевой Ю. А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 июня 2014 г. по делу N А27-19661/2013 (судья И.А. Новожилова) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Новостроевская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского муниципального района (ОГРН 1034234001966, ИНН 4234002579) о взыскании 13 016,01 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новостроевская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского муниципального района (далее - МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР, учреждение) штрафов в общей сумме 13 016,01 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.06.2014 требования Пенсионного фонда удовлетворены частично - суд взыскал с МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 3 536,96 руб., в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, судом первой инстанции неправильно применены положения Закона N 27-ФЗ, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о привлечении общества к ответственности за недостоверность представленных сведений.
Кроме того, апеллянт указывает, что учитывая принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагаемой дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обуславливающие индивидуализацию при применении взыскания, судом была несоразмерно уменьшена сумма штрафа.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за 2010-2012 годы, о чем составлен акт от 26.07.2013 N 144.
26.08.2013 по результатам рассмотрения акта от 26.07.2013 N 144 Пенсионным фондом принято решение N 144 о привлечении учреждения к ответственности за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме 5 349,71 руб.; штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в общей сумме 7 666,30 рублей.
23.09.2013 Пенсионный фонд направил в адрес учреждения требование от N 157 об уплате штрафа в срок до 21.10.2013.
Неисполнение учреждением в добровольном порядке требования об уплате штрафа, явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в Арбитражный суд Кемеровской области.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части взыскания штрафа сумме 3 536,96 руб.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1 434,02 руб. и в сумме 5 639,89 руб., явилось не включение страхователем в базу для начисления страховых взносов вознаграждения выплаченного Гавриленко В.Ю., Бабарыкиной Т.В., Дуровой В.П., Мартыновой О.Н. по договорам оказания услуг и выплат, произведенных работникам учреждения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Закона признается календарный год.
Поскольку вознаграждение, выплаченное физическим лицам, в рамках трудовых отношений и договоров оказания услуг, в силу вышеизложенного, являются объектом обложения страховыми взносами, при установленных и не опровергнутых учреждением обстоятельствах неуплаты страховых взносов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что привлечение страхователя к ответственности за их неуплату, в виде штрафа в сумме 1 434,02 руб. и в сумме 5 639,89 руб. является правомерным. Суд ошибочно указал общую сумму штрафов - 7 078,91 руб., следовало указать - 7073,91 руб.
В то же время, принимая во внимание отсутствие у учреждения задолженности по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда, а также осуществление учреждением государственно значимой деятельности, суд первой инстанции на основании статьи 44 Закона N 212-ФЗ, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, пришел к выводу о возможности снижения штрафа за совершение заявителем правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, до 3 536,96 руб.
Учитывая, что размер штрафа снижен судом, ошибочное указание в мотивировочной части решения общей суммы штрафов - 7 078,91 руб. - не привело к принятию неправильного решения.
Пенсионный фонд также привлек учреждение к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 592,39 руб. Основанием для привлечения к ответственности явилось неправомерное непринятие учреждением к зачету расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, выданных Ганеевой Н.М., Фадеевой О.М., Фунтовой И.Г.
Суд первой инстанции на основании положений статей 5, 7, 9 Закона N 212-ФЗ и обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о том, что расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, не являются в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения учреждения к ответственности за неуплату взносов в виде штрафа в размере 592,39 руб., отсутствуют.
МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР, кроме того, привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 5 349,71 руб.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций послужил вывод Управления о представлении учреждением недостоверных сведений.
Между тем, МБОУ "Новостроевская СОШ" КМР своевременно исполнило свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, так как подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность.
В таком случае ошибки подлежали исправлению в порядке, установленном пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в двухнедельный срок после получения уведомления фонда об устранении имеющихся расхождений. Доказательств направления такого уведомления учреждению фондом не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, непредставление учреждением корректирующих сведений и исправленных документов индивидуального (персонифицированного) учета в установленный Инструкцией двухнедельный срок, не подпадает под действие части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В то же время учреждение представило в Пенсионный фонд корректирующие сведения 08.08.2013 в двухнедельный срок со дня получения акта выездной налоговой проверки (26.07.2013).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 июня 2014 г. по делу N А27-19661/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19661/2013
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г. Кемерово и Кемеровском районе по Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новостроевская средняя общеобразовательная школа"