город Ростов-на-Дону |
|
05 сентября 2014 г. |
дело N А53-2425/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента строительства и городского развития Администрации города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.05.2014 по делу N А53-2425/2014
по иску департамента строительства и городского развития Администрации города Новочеркасска
к обществу с ограниченной ответственностью "ПКБ Титан"
о расторжении муниципального контракта, о взыскании неустойки в размере 2 600 391 руб. 42 коп. и о внесении ответчика в реестр недобросовестных поставщиков,
принятое в составе судьи Рябухи С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
департамент строительства и городского развития Администрации города Новочеркасска (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПКБ Титан" (далее - ответчик) о расторжении муниципального контракта, о взыскании неустойки в размере 2 600 391 руб. 42 коп. и о внесении ответчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 по делу N А53-2425/2014 в удовлетворении иска отказано.
Департамент строительства и городского развития Администрации города Новочеркасска обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В жалобе департамент просит отменить решения суда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчик не приостанавливал выполнение работ по спорному контракту, а продолжал их; ответчиком не было представлено доказательств того, что он исполнил предусмотренные спорным контрактом работы надлежащим образом. Кроме того, заявитель считает, что недостижение предусмотренного муниципальным контрактом результата является существенным нарушением муниципального контракта, вследствие чего он подлежит расторжения в судебном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании 02.07.2014 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 04.07.2014 до 14 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено 04.07.2014 с участием тех же лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложил судебное заседание на 30.07.2014.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Авдониной О.Г. от 29.07.2014 в связи с нахождением в трудовом отпуске судьи Величко М.Г. произведена замена судьи Величко М.Г. в составе суда по делу А53-2425/2014 на судью Баранову Ю.И.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании 30.07.2014 представители истца и ответчика заявили ходатайства об отложении судебного заседания с целью урегулирования спора путем заключения мирового соглашения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 06.08.2014 до 09 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено 06.08.2014.
Представитель истца и ответчика после перерыва в судебное заседание не явились.
Ходатайства истца и ответчика об отложении судебного заседания судом рассмотрены и удовлетворены.
В судебное заседание 04.09.2014 истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца и ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с возможностью урегулировать данный спор мирным путем.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, суд отказывает в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции также учитывает, что у истца и ответчика было достаточно времени для того, чтобы заключить мировое соглашение. Отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (муниципальным заказчиком) и ответчиком (проектировщиком) был заключен муниципальный контракт N 0158300056612000301-0187743 от 06.09.2012 (л.д. 12-17), в соответствии с условиями которого проектировщик обязался выполнить, а муниципальный заказчик - принять и оплатить работы: проектная документация по объекту: "Распределительные газопроводы среднего и низкого давления по ул. Железнодорожной, сп. Герцена, ул. Никольской, пр. Платовскому в г. Новочеркасске". Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составляет 3 939 986 руб. 97 коп. Проектировщик выполняет работы согласно графика выполнения работ в сроки: начало - с даты заключения контракта, окончание - 14.12.2012 (пункт 3.1 контракта). В силу пункта 2.5 контракта работа считается выполненной после предоставления проектировщиком заказчику результата работ с положительным заключением государственной экспертизы, подписания проектировщиком и заказчиком акта о приемке выполненных работ и предоставления счета заказчику. В пункте 6.3 контракта сторонами согласовано, что за нарушение сроков исполнения принятых обязательств проектировщик уплачивает заказчику неустойку в размере 1% от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств.
Как указывает истец, работы ответчиком не выполнены, проектная документация и результаты инженерных изысканий, имеющие положительное заключение экспертизы, истцу не переданы. В связи с указанными обстоятельствами истец рассчитал неустойку в сумме 2 600 391 руб. 42 коп. и направил в адрес ответчика претензии от 19.11.2012 и от 19.02.2013 ( л.д. 22-28) с требованием оплатить начисленную неустойку и претензию от 10.01.2013 (л.д. 29-30) с предложением расторгнуть муниципального контракта N 0158300056612000301-0187743 от 06.09.2012, однако ответчик оставил указанные претензии без ответа, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
По правилам статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В обоснование требования о расторжении муниципального контракта истец указывает, что неисполнение ответчиком в установленный в контракте срок обязательств по изготовлению проектной документации является существенным нарушением условий контракта.
Ответчик, возражая против требований истца о расторжении контракта, указывает, что нарушение предусмотренного в контракте срока для изготовления проектной документации и получения положительного заключения экспертизы проекта явилось следствием того, что истец в нарушение принятых на себя обязательств не предоставил ответчику необходимые исходные данные.
По правилам части 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с частью 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Согласно части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу: 1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); 3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ).
Ответчиком была разработана проектная документация и выполнены инженерные изыскания, вместе с тем, указанная документация получила отрицательное заключение государственной экспертизы N 61-34-0146-13 от 07.02.2013 (л.д. 133-162). Основной причиной получения отрицательного заключения явилось отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, кадастрового плана земельного участка, градостроительного плана земельного участка и технических условий на пересечение проектируемого газопровода и автодорог, то есть исходных данных, обязанность предоставления которых возложена на истца. Так, в отрицательном заключении государственной экспертизы указано, что в техническом задании на выполнение инженерно-геодезических работ не указан масштаб заказываемой топосъемки. Нет приложения с указанием точных границ топосъемки, отсутствуют документы, подтверждающие согласование подземных коммуникаций (т.1 л.д.153)
В ответ на письмо ответчика Администрация направила в адрес ответчика 18.10.2013 письмо ДЖКХиБ по способу пересечения проектируемых газопроводов с автомобильными дорогами (т.1 л.д.65). 11.10.2013 письмом Администрация согласовала выполнение проектных работ по объектам при определенных условиях и требованиях (т.1 л.д.66).
Распоряжением от 23.09.2013 Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.67).
Письмом ответчик просил Администрацию предоставить информацию об имеющихся собственниках инженерных коммуникаций на трассе прохождения объекта "распределительные газопроводы среднего и низкого давления по ул. Железнодорожной, СП. Герцена, ул. Никольского, пр. Платовскому в г. Новочеркасске (т.1 л.д.76).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что договором предусмотрен срок с 06.09.2012 по 14.12.2012.
08.11.2012 ответчик просил истца предоставить исходные данные и продлить срок контракта (т.1 л.д. 61).
13.12.2012 (до истечения срока выполнения работ) ответчик уведомил истца о приостановлении работ до получения исходных данных для получения положительного заключения государственной экспертизы (т.1 л.д.60).
14.12.2012 письмом ответчик предоставил истцу один экземпляр проектной документации (выполненный без надлежащих исходных данных) - т.1 л.д.59.
24.09.2013 Администрация передала ответчику градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.62).
Письмом от 30.12.2013 Администрация сообщила о невозможности предоставления исходных данных для прохождения государственной экспертизы, поскольку земельные участки под проектируемые газопроводы в настоящее время проходят регистрацию и постановку на кадастровый учет. Срок получения кадастровых паспортов - январь 2014 года. Кроме того, в письме указано, что все документы будут направлены в адрес ответчика дополнительно (т.1 л.д.64).
Ответчик запрашивал у истца необходимые для выполнения работ исходные данные (акт выбора земельного участка, градостроительный план земельного участка, технические условия) (л.д. 56-58), однако, они предоставлялись с большой задержкой либо вообще не предоставлены до настоящего времени. В связи с отсутствием необходимых данных для завершения работ ответчик приостановил их выполнение, уведомив истца об этом письмом N 737/12-12 от 13.12.2012 (л.д. 60).
В материалы дела представлена переписка сторон, из которой следует, что истец уже после истечений срока установленного для надлежащего исполнения обязательств по изготовлению проектной документации направлял в адрес ответчика исходные данные необходимые для надлежащего выполнения проектных работ и прохождения экспертизы проекта. Так градостроительные планы земельных участков направлены ответчику 24.09.2013 (письмо от 24.09.2013 N 1610/1 - л.д. 62), распоряжение об утверждении градостроительных планов направлены 09.12.2013 (письмо от 10.12.2013 N 2276/11 - л.д. 63). Согласно письму от 30.12.2013 N2552/1 (л.д. 64) истец сообщил ответчику о том, что земельные участки под проектируемый газопровод в районе ул. Социалистической проходят регистрацию и постановку на кадастровый учет. Срок получения кадастровых паспортов - январь 2014 года. На день рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции указанные документы ответчику не переданы.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
По правилам статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В пункте 6.3 муниципального контракта сторонами согласовано, что за нарушение сроков исполнения принятых обязательств проектировщик уплачивает заказчику неустойку в размере 1% от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств.
Согласно пункту статьи 9 94-ФЗ поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
В материалах дела имеются доказательства того, что исходные данные и документация, необходимые для надлежащего исполнения обязательств по контракту, предоставлялись истцом не своевременно со значительной просрочкой, а часть документации до настоящего времени не представлена ответчику (л.д. 58-64), следовательно, ответчик просрочил исполнения обязательств по договору по вине истца.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании неустойки.
Истцом также было заявлено требование о расторжении муниципального контракта. Суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 11.3 контракта от 06.09.2012 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2012 года (т.1. л.д.17). Истец обратился в суд с иском о расторжении контракта 12.02.2014, то есть после истечения срока его действия. Таким образом, оснований для расторжения контракта, срок действия которого истек, у суда не имеется.
Истцом также заявлено требование о внесении сведений об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу статьи 19 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Поскольку доказательств существенного нарушения со стороны ответчика условий контратак суду не представлено, в удовлетворении требований о расторжении контракта отказано судом, оснований для внесения сведений об ответчике в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции разъяснил истцу, что в силу пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является принятие судом решения о расторжении государственного контракта и признания лица, нарушившего условия государственного контракта, недобросовестным поставщиком в судебном порядке не требуется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 мая 2014 по делу N А53-2425/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2425/2014
Истец: Департамент строительства и городского развития Администрации города Новочеркасска
Ответчик: ООО "ПКБ Титан", ООО "ПКФ ТИТАН"