г. Москва |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А41-9089/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" - Озерова А.А. представитель по доверенности от 14 марта 2014 года,
от заинтересованного лица Межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям - Шатилов В.М. представитель по доверенности от 18 декабря 2013 года N 02
от третьих лиц:
от Правительства Московской области - Григорьев Д.В. представитель по доверенности от 09 июня 2014 года N исх-602/03-05-03,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области - Алексашина И.В. представитель по доверенности от 12 февраля 2014 года N 1исх279,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-9089/14 по заявлению Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" к Межрайонному отделу Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям о признании недействительным предписания от 06 декабря 2013 года N 06-69В/2013, с участием третьих лиц - Правительства Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонному отделу Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям (далее - административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 06 декабря 2013 года N 06-69В/2013 об устранении нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года в удовлетворении заявления администрации поселения отказано (л.д. 83-86 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация поселения обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права (л.д. 89-93 т. 1).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-9089/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области и Администрация Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация района).
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства апелляционного суда установлено, что оспариваемым предписанием N 06-69В/2013 Администрация муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское" Московской области обязана в срок до 03 марта 2014 года обеспечить санитарно-защитную зону от скотомогильника до жилых, общественных зданий, скотопрогонов, пастбищ, автомобильных, железных дорог в соответствии с пунктом 5.4 "Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных 04 декабря 1995 года N13-7-2/469;
- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2-м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекинуть мост.
В судебном заседании арбитражного апелляционного представитель Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" пояснил, что в силу закона, а именно, части 22 статьи 11 Закона Московской области от 11 января 2007 года N 4/2007-ОЗ "О собственности Московской области" собственником скотомогильников является Московская область. На основании передаточного акта от 01 января 2009 года N 13, пописанного между Администрацией Ногинского муниципального района Московской области и Администрацией муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", Администрация Ногинского муниципального района Московской области не передавала на баланс сельскому поселению скотомогильник (л.д. 38-69). Денежные средства для содержания скотомогильников Администрации сельского поселения Аксено-Бутырское Московской области не выделялись.
Согласно части 22 статьи 11 Закон Московской области от 11 января 2007 года N 4/2007-ОЗ "О собственности Московской области" для осуществления полномочий органами государственной власти Московской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств бюджета Московской области, в собственности Московской области может находится, в том числе, имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом "ц" части 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В силу пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Учитывая положения вышеназванных норм закона, для выяснения вопроса о принадлежности спорного объекта Правительству Московской области, либо субъектам муниципального района или иным лицам, арбитражный апелляционный суд считает, что суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Правительство Московской области и Администрацию Ногинского муниципального района Московской области.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поселения поддержал доводы заявления в полном объеме, просил признать недействительным предписание от 06 декабря 2013 года N 06-69В/2013 об устранении нарушений требований законодательства.
Представители административного органа, Правительства Московской области возражали по доводам заявления, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района Московской области поддержал доводы заявителя, просил заявленные требования удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные администрацией поселения требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 08 ноября 2013 года на основании распоряжения Главного управления ветеринарии Московской области от 26 сентября 2013 года N 37-904-Р, проведено обследование скотомогильников (в том числе сибиреязвенных) на территории Московской области.
При проведении обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильников, в том числе скотомогильника, расположенного около д. Тимохово сельского поселения Аксено-Бутырское Московской области.
По результатам проверки составлен акт от 08 ноября 2013 года, в котором зафиксировано, что при обустройстве скотомогильника нарушены требования пункт 5.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее -Правила), а именно: место захоронения не огорожено, траншеи по периметру и обвалка отсутствуют, что создает угрозу распространения заболевания сибирской язвы (л.д. 22-23 т. 1).
По факту выявленных нарушений управлением 06 декабря 2013 года административным органом вынесено предписание N 06-69В/2013 об устранении нарушений требований законодательства, в соответствии с которым Администрации предложно в срок до 03 марта 2014 года устранить выявленные нарушения, а именно:
- обеспечить санитарно-защитную зону от скотомогильника до жилых, общественных зданий, скотопрогонов, пастбищ, автомобильных, железных дорог в соответствии с пунктом 5.4 "Ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13 - 7 - 2/469;
- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекинуть мост (л.д. 20-21 т. 1).
Полагая, что данное предписание является незаконным и необоснованным, администрация поселения обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Закону Московской области от 03 июля 2007 года N 97/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе городским поселением Обухово, сельским поселением Аксено-Бутырское, сельским поселением Буньковское, сельским поселением Мамонтовское и сельским поселением Ямкинское" муниципальное образование "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" образовано в составе Ногинского муниципального района.
Для решения вопросов местного значения на территории сельского поселения муниципальному образованию переданы муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальное имущество согласно утвержденного перечня.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 13 Устава муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", принятого решением Совета депутатов сельского поселения Аксено-Бутырское Ногинского муниципального района МО от 29 октября 2008 года N 1/35) (ред. от 14 ноября 2012 года), к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно статье 43 Устава муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", имущество, находящееся в собственности поселения, средства бюджета поселения, а также имущественные права составляют экономическую основу местного самоуправления поселения. При этом в собственности поселения может находиться, в частности, имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 1 части 2 статьи 43 Устава).
На основании пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Как следует из материалов дела, 08 ноября 2013 года на основании распоряжения Главного управления ветеринарии Московской области от 26 сентября 2013 года N 37-904-Р, проведено обследование скотомогильников (в том числе сибиреязвенных) на территории Московской области.
При проведении обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильников, в том числе скотомогильника, расположенного около д. Тимохово сельского поселения Аксено-Бутырское Московской области.
По результатам проверки составлен акт от 08 ноября 2013 года, в котором зафиксировано, что при обустройстве скотомогильника нарушены требования пункт 5.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правила), а именно: место захоронения не огорожено, траншеи по периметру и обвалка отсутствуют, что создает угрозу распространения заболевания сибирской язвы (л.д. 22-23 т. 1).
На основании пункта 5.6 указанных Правил, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; с внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Согласно пункту 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В судебном заседании апелляционного суда, представитель администрации поселения пояснил суду, что спорный скотомогильник Администрации сельского поселения Аксено-Бутырское в реестре (перечне) переданного имущества, не включен, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" от 20 марта 2014 года, а также со ссылкой на пункт 22 статьи 11 Закона Московской области от 11 января 2007 года N 4/2007-ОЗ (ред. 24 июня 2010 года) "О собственности Московской области" (далее - Закон МО N 4/2007-ОЗ) и подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) пояснил, что скотомогильник в д. Тихомово должен находится на балансе Московской области.
Согласно пункту 22 статьи 11 Закона МО N 4/2007-ОЗ для осуществления полномочий органами государственной власти Московской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств бюджета Московской области, в собственности Московской области могут находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случае:
1) если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.8 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов, в том числе, организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Указанные в данном пункте полномочия органов государственной власти субъекта Российской 6 Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании пункта "ц" статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ для осуществления указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Таким образом, исходя из анализа положений действующего законодательства, рассматриваемое имущество может находиться как в собственности муниципального образования, так и в собственности субъекта Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представитель администрации поселения пояснил, что скотомогильник располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0604003:5, который согласно выписке из ЕГРП на праве собственности принадлежит Открытому акционерному обществу "Российский Сельхозяйственный банк".
В связи с уточнением места нахождения скотомогильника Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору был проведен дополнительный осмотр земельного участка, по результатам которого составлен акт от 25 августа 2014 года.
Согласно акту осмотра земельного участка от 25 августа 2014 года, осматриваемая территория прилегает к зданию магазина. Визуально признаки наличия скотомогильника на осматриваемой территории в точке с указанными координатами не установлено, то есть отсутствуют глухой забор, траншея по периметру и земляной вал из вынутого грунта. Данная территория находится в 35 метрах от участка с кадастровым номером 50:16:0604003:27. Данная территория на кадастровом учете не состоит, земельный участок в соответствии с требования законодательства не сформирован. Данный вывод подтверждается фототаблицей, а также схемой с публичной кадастровой палаты.
Кроме того, наличие скотомогильника на территории сельского поселения подтверждается проектом генерального плана сельского поселения Аксено-Бутырское Ногинского муниципального района Московской области, согласно которому на территории сельского поселения имеются два объекта первого класса опасности - полигон захоронения твердых бытовых отходов и скотомогильник (сибиреязвенные захоронения) и не отрицается представителем администрации сельского поселения.
Из письма председателя Комитета по управлению имуществом от 12 августа 2014 год N 295 следует, что информация в отношении скотомогильника (сибиреязвенного) расположенного на территории сельского поселения Аксено-Бутырское, д. Тимохово в комитете не имеется.
Также согласно письму Министерства имущественных отношений Московской области по состоянию на 08 августа 2014 года объекты недвижимости и земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Тимохово в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области не значатся.
Таким образом, собственник спорного объекта не определен, рассматриваемый скотомогильник является не действующим, и находится на территории сельского поселения Аксено-Бутырское Московской области.
Следовательно, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, должны приниматься сельским поселением, на территории которого расположен спорный скотомогильник.
Исходя из вышеизложенного, администрацией не доказана необходимость нахождения спорного объекта именно в собственности субъекта Российской Федерации.
Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 28 апреля 2014 года N ВАС-4816/14.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" следует - отказать.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-9089/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" - отказать.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9089/2014
Истец: Администрация муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское МО"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской облостям
Третье лицо: Администрацию Ногинского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Управление Россельхознадзора по г. Москве,Московской и Тульской области,