г. Киров |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А82-491/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ольковой Т.М., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Метиз"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2014 по делу N А82-491/2014, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Метиз" (ИНН: 7611002685, ОГРН: 1027601270333)
к Государственному учреждению - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344),
о признании недействительными решений,
установил:
закрытое акционерное общество "Метиз" (далее - ЗО "Метиз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд) от 21.11.2013 N 5306 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 21.11.2013 N 5307 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2014 заявленные требования ЗАО "Метиз" удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения от 21.11.2013 N 5306 в части предложения уплатить 1 390 рублей 55 копеек страховых взносов и соответствующую сумму штрафа за неполную уплату страховых взносов, а также в части привлечения к ответственности в виде 400 рублей штрафа за непредставление документов; от 21.11.2013 N 5307 в части предложения уплатить 623 рубля 34 копейки страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующую сумму пеней и штрафа за неполную уплату взносов. В остальной части Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "Метиз" с принятым решением суда, в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2014 в оспариваемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что оплата Обществом стоимости путевок на отдых не является поощрительной выплатой, в связи с чем, не подлежит обложению страховыми взносами. Также Общество считает, что неправомерно привлечено к ответственности за непредставление карточек индивидуального учета, поскольку они содержат персональные данные работников.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.09.2014 до 15 часов 20 минут.
Стороны о времени и месте судебного заседания и об объявлении в судебном заседании перерыва извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка в отношении ЗАО "Метиз" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Результаты проверки отражены в акте от 28.10.2013 N 25 н/с (т. 1 л.д. 57-61).
Также Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 28.10.2013 N 25-ОСС (т. 1 л.д. 69-74).
В ходе проверок Фондом среди прочих нарушений установлено, что ЗАО "Метиз" в проверяемом периоде не уплатило страховые взносы со следующих сумм, выплаченных в пользу своих работников:
- в виде компенсации в размере 300 рублей при направлении работников в командировку на один день (общая сумма выплат по данному основанию составила 1 200 рублей);
- со стоимости платных медицинских услуг в сумме 46 750 рублей оказанных Новосельцеву В.В.;
- со стоимости путевок на отдых во время отпуска выплаченных генеральному директору и главному бухгалтеру в 2011 году в сумме 124 000 рублей, в 2012 году в сумме 163 100 рублей и 142 680 рублей.
Кроме того, в акте проверки от 28.10.2013 N 25-ОСС зафиксирован факт невыполнения Обществом требования Фонда N 25 от 29.08.2013 о предоставлении документов. Фондом установлено, что документы, указанные в требовании, в количестве 4 штук, а именно, 2 договора на оказание платных медицинских услуг на работника предприятия Новосельцева В.В. и индивидуальные карточки учета на работников предприятия Новосельцева В.В. и Балукову Т.Б. не были представлены Обществом в установленный в требовании срок.
21.11.2013 Фондом вынесено решение N 5306 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виду штрафа в размере 343 рубля 57 копеек, статьи 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление документов в виде штрафа в размере 800 рублей. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 717 рублей 87 копеек и пени в сумме 853 рубля 62 копейки (т.1 л.д. 84-87).
21.11.3013 Фондом также вынесено решение N 5307 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 1 271 рубль 40 копеек. Обществу предложено уплатить недоимку в сумме 6 357 рублей 02 копейки и пени в сумме 2 590 рублей 30 копеек (т. 1 л.д. 88-90).
Не согласившись с указанными решениями, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении требований Общества, Арбитражный суд Ярославской области, руководствовался статьями 15, 16, 129, 166 - 168 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пришел к выводу, что оплата стоимости путевок относится к вознаграждению за труд, в связи с чем, подлежит включению в базу для начисления страховых взносов; привлечение Общества к ответственности за непредставление карточек индивидуального учета произведено Фондом правомерно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены статьей 20.2 Закона N125-ФЗ.
Как следует из материалов дела, пунктом 6.5 контракта от 22.04.2011 и пунктом 4.5 контракта от 30.12.2004 (т. 2 л.д. 194-196, 197-200) установлено, что генеральному директору оплачиваются две путевки на санаторно-курортное лечение в период ежегодного отпуска, главному бухгалтеру оплачивается путевка на санаторно-курортное лечение и отдых в период ежегодного отпуска.
Так, Обществом была произведена оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в 2011 году в сумме 124 000 рублей и в 2012 году в сумме 163 100 рублей для главного бухгалтера Общества и в 2012 году в сумме 142 680 рублей для руководителя Общества (т.2 л.д. 115-122).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исследовав и оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата путевок указанных должностных лиц предусмотрена трудовым договором, обусловлена занимаемой должностью, следовательно, относится к вознаграждению за труд.
При указанных обстоятельствах, спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В силу пункта 5 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 35 Закона N 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов выездных проверок.
Согласно пункту 22 статьи 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Статьей 37 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования в адрес Общества выставлено требование от 29.08.2013 N 25 о предоставлении копий документов, в том числе индивидуальных карточек учета страховых взносов за 2012 год на Балукову Т.Б. и Новосельцева В.В. (т. 1 л.д. 50).
Вышеуказанные документы Обществом не представлены, со ссылкой на содержание в них персональных данных работников (т. 1 л.д. 52, 53).
Решением Фонда N 5306 от 21.11.2013 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление истребуемых документов, в виде штрафа в сумме 400 рублей.
Частью 6 статьи 15 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В ходе проверки Фондом установлено, что Обществом велись индивидуальные карточки учета страховых взносов.
Таким образом, исходя из выше приведенных положений Закона N 212-ФЗ, истребуемые индивидуальные карточки учета связаны с исчислением страховых взносов, а значит, могут быть истребованы Фондом социального страхования в рамках проведения выездной проверки.
Соответственно, плательщики взносов обязаны их представить контролирующему органу, в связи с чем, Общество правомерно привлечено к ответственности за непредставление указанных документов по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 400 рублей. В указанной части решение суда является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При подаче апелляционной жалобы Обществом уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 рублей по платежному поручению N 53 от 09.07.2014.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2014 по делу N А82-491/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Метиз" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Метиз" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-491/2014
Истец: ЗАО "Метиз"
Ответчик: ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации