Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф05-14488/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А41-20370/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации г.о. Химки МО: Буравцова О.В., по доверенности 17.03.2014 N 1188-исх;
от ООО "Компания "Наш мир": Зорикоев А.И., по доверенности от 12.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года по делу N А41-20370/14, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Наш мир" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным постановления Администрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Наш мир" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (со следующими требованиями:
1. Признать незаконным постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 10.02.2014 N 139 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г.Химки, Московской области"" и постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 03.03.2014 N 200 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, город Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20".
2. Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать подготовленный и утвержденный в установленном порядке градостроительный план Земельного участка с кадастровым номером 50:10:010111:38, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г.Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20, - с показателями, утвержденными Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1310 от 07.08.2012 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области", - в десятидневный срок с даты принятия решения суда.
3. Взыскать с Администрации городского округа Химки Московской области сумму государственной пошлины, уплаченную заявителем при подаче настоящего заявления, в размере 2 000 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года по делу N А41-20370/14 требования ООО "Компания "Наш мир" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с договором от 27.01.2011 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ЮА-162 от 26.11.2010 г. заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:010111:38 (площадь - 2 600 кв.м), имеющего категорию: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "для размещения (строительство и эксплуатация) ветеринарной клиники и благоустройства прилегающей территории", расположенного по адресу: Московская область, город Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20, сроком на 49 лет (далее - Земельный участок).
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 г. N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г.Химки Московской области" был утвержден проект межевания и проект планировки земельного участка с кадастровым номером 50:10:010111:38 (л.д. 56).
Утвержденный проект планировки был разработан во исполнение Постановления Главы администрации городского округа Химки Московской области от 27.01.2012 г. N 114 "О разработке Проекта планировки части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области" (л.д. 43).
Проект был рассмотрен 19.04.2012 Координационным советом N 1 по градостроительному регулированию и градостроительной политике. По результатам обсуждения было принято решение согласовать проект и рекомендовать его для дальнейшей проработки, согласования и утверждения.
Постановлением от 28.05.2012 г. N 845 Администрация назначила публичные слушания по Проекту планировки и Проекту межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области на 12.07.2012 г. Указанное постановление опубликовано в газете "Химкинские новости" выпуск N 24 (2043) от 07.06.2012.
Согласно протоколу N 23, по результатам проведенных слушаний Проект планировки и Проект межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области был рекомендован на утверждение Главе городского округа Химки (л.д. 45). Заключение по результатам проведенных публичных слушаний было опубликовано в газете "Химкинские новости" выпуск N 30 (2049) от 19.07.2012 (л.д. 54).
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 31.08.2012 г. N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области"" проект был утвержден. Постановление опубликовано в газете "Химкинские новости" выпуск N 34 (2053) от 09.08.2012.
Письмами от 18.03.2013, 25.11.2013 Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010111:38.
18.12.2013 г. в ответ на вышеуказанное обращение Заявителя Администрация для утверждения градостроительного плана Земельного участка запросила у Заявителя предоставить геодезическую съемку Земельного участка в масштабе 1: 500, кадастровую выписку на Земельный участок (форма КВ1-КВ6) в электронном виде.
С сопроводительным письмом (письмо за исх. N 25/11-13-2 от 25.12.2013 г.) Заявителем в адрес Администрации были направлены необходимые геодезическая съемка Земельного участка в масштабе 1:500 и кадастровая выписка на Земельный участок (форма KB 1-КВ6) в электронном виде.
Администрацией городского округа Химки Московской области было издано постановление N 139 от 20.02.2014, которым признано недействительным принятое ранее Постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 г. N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области".
Также Администрацией городского округа Химки 03.03.2014 было издано постановление N 200 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, город Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20". Согласно ГПЗУ, который является приложением к указанному постановлению, предельное количество этажей составляет "0", в графах "предельные размеры земельных участков объектов капительного строительства, длина, ширина" проставлены прочерки. Следовательно, ГПЗУ выдано с "нулевыми показателями".
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными актов (действий, бездействия) администрации является одновременное несоответствие этих актов (действия, бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованиям.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В соответствии со ст.41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен ст.45, 46 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 486-С2-0 указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с п.4 ст.7, ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права; названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Администрация городского округа Химки Московской области, принимая постановление от 20.02.2014 г. N 139, не обосновала правомерность и необходимость отмены данного акта, не указала на несоответствие его содержания нормам права.
В оспариваемом постановлении отсутствуют указания на конкретные нарушения, послужившие основанием для признания постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 г. N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области" недействительным. В своей апелляционной жалобе Администрация указывает на несоответствие проекта планировки части территории 1 микрорайона г. Химки Московской области условиям Постановления от 07.08.2012 г. N 1310.
Между тем, апелляционный суд отмечает, что полномочия администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в виде отмены, прекращения действия или приостановления принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующе права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
При указанных обстоятельствах отмена ненормативных актов Администрации без соответствующего судебного акта и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы истца. В этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) администрация не лишена возможности обращения в суд с требованием к обществу, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
Доводы Администрации о том, что проект планировки части территории г. Химки Московской области не соответствует условиям Постановления от 07.08.2012 г. N 1310, не могут служить основанием для вывода о законности оспариваемых актов по изложенным выше основаниям. При этом указанные доводы могут быть рассмотрены в рамках иного самостоятельного спора в арбитражном суде.
Между тем, апелляционный суд полагает, что указанные Администрацией нарушения носят формальный характер и не могут являться основанием для отмены ранее утвержденного Постановления.
Согласно ч. 1,2 ст. 44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, земельным участкам, подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, и может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке. Градостроительный план содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах поставленного на кадастровый учет земельного участка.
В ст. 45 ГрК РФ установлен порядок утверждения и выдачи документации. Согласно ч. 8.1 ст. 45 ГрК РФ, в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
В случае поступления в уполномоченные органы местного самоуправления заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории (ч.9 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно ст. 46 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что требование о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 10.02.2014 г. N 139 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г.Химки Московской области" подлежащим удовлетворению.
Часть 17 ст.46 ГрК РФ устанавливает, что в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 указанной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ предусматривает обязательность выдачи документации по планировке территории градостроительного плана земельного участка, в ответ на заявление лица, с которым заключен договор аренды данного участка.
Распоряжением Главархитектуры МО от 03.12.2009 N 68 утверждены Методические рекомендации по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области" (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 3.2, 3.4 Методических рекомендаций, градостроительные планы земельных участков подготавливаются для застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участков. Градостроительные планы земельных участков являются одним из видов документации по планировке территории.
Пунктами 5.1, 5.2 Методических рекомендаций установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований на основании обращений заявителей о подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков.
Подготовку, утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков обеспечивают органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований, уполномоченные органами местного самоуправления на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков.
Согласно п. 5.3.1, 5.3.2 Методических рекомендаций, выдача градостроительных планов земельных участков по заявлению юридического или физического лица осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. К физическим и юридическим лицам, которые могут обращаться с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, относятся правообладатели земельных участков или лица, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Срок подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков составляет 30 дней со дня регистрации заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка (п. 5.3.4).
Согласно п. 5.4.1 Методических рекомендаций, основанием для отказа в подготовке градостроительного плана является нарушение требований федерального законодательства, нормативно- правовых актов Московской области и органов местного самоуправления, нормативных требований, представление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов, отказ заявителя представить подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий.
Доказательств нарушения заявителем требований законодательства, в том числе нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые могли бы быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, не имеется. Иных предусмотренных законом оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана в действиях заявителя не установлено.
Администрацией 03.03.2014 г. было издано постановление N 200 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, город Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20" с "нулевыми показателями".
Однако, проект планировки территории, утвержденный Постановлением г.о.Химки от 07.08.2012 N 1310 содержит иные технико-экономические показатели проекта.
Поскольку постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 10.02.2014 г. N 139 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 07.08.2012 N 1310 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г.Химки Московской области" признано незаконным, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании незаконными постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 03.03.2014 г. N 200 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенному по адресному ориентиру: Московская область, г.Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20" и обязании Администрацию городского округа Химки Московской области выдать подготовленный и утвержденный в установленном порядке градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:010111:38, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г.Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома 20, с показателями, утвержденными Постановлением Администрации городского округа Химки N 1310 от 07.08.2012 г. "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания части территории 1 микрорайона г.Химки Московской области" в десятидневный срок с даты принятия решения суда.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2014 по делу N А41-20370/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20370/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф05-14488/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Компания "Наш Мир"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области