г. Владимир |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А43-1633/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.09.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", г. Ногинск
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2014 по делу N А43-1633/2014, принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.01.2014 N 67 и представления от 21.01.2014 N 67.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Хонин Н.А. по доверенности от 26.08.2014 N 278/14.
от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" - Никишова Е.А по доверенности от 13.01.2014 N 3/13 сроком действия до 31.12.2014.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее по тексту - Министерство) поступило заявление экологического центра "Дронт" от 07.10.2013 N 274 о факте нарушения требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород, выразившееся в установлении сплошных бетонных заграждений на территории Нижегородской области - автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород.
На основании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Министерством вынесено определение от 01.11.2013 N 67-юл о возбуждении в отношении федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее по тексту - Учреждение) дела об административном правонарушении.
По результатам административного расследования Министерством в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 30.12.2013 52 АП N 003015 и вынесено постановление от 21.01.2014 N 67 о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Министерством 21.01.2014 также вынесено представление N 67 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными представлением и постановлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконными и отмене.
Решением от 16.06.2014 постановление Министерства от 21.01.2014 по делу об административном правонарушении N 67 изменено в части наказания. Административный штраф заменён предупреждением. В удовлетворении требования о признании недействительным представления Министерства об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 21 января 2014 года N 67 отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие события вменённого правонарушения.
Указывает, что Министерством не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих виновность Учреждения в произошедших дорожно-транспортных происшествиях с участием диких животных на автодороге М-7 "Волга", не подтверждена причинно-следственная связь между состоянием автомобильной дороги и произошедшими дорожно-транспортными происшествиями с участием диких животных.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указав на законность решения суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона "О животном мире" и Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Закон 52-ФЗ) законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
В силу статьи 18 Закона 52-ФЗ в целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно статьям 22, 28 указанного закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997 (далее по тексту - Требования), регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства.
В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных (п.3 требований).
Пунктами 24, 25 Требований при эксплуатации транспортных магистралей и объектов установлено, что владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Аналогичные требования содержатся в Правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 07 марта 2013 года N 142, и в Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года N 231.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 142 охрана объектов животного мира осуществляется в соответствии положениями Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире".
Пунктом 30 Правил N 142 установлено, что осуществление производственных процессов, а также эксплуатация транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года N 231 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Нижегородской области".
В силу пунктов 22, 23, 25 указанных Требований при проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Учреждению вменяется нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", статьей 34, 37, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 года N997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач", постановления Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года N231 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач в Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 07 марта 2013 года N142 "О Правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Нижегородской области", разместило сплошные бетонные заграждения с отсутствием специальных проходов для диких животных на участках с дорожными знаками "осторожно дикие животные".
Согласно уставу Учреждение осуществляет организацию работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в частности обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых проходят переданные Управлению автомобильные дороги общего пользования федерального значения, а также с территориальными органами управления автомобильными дорогами, подразделениями ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.3.3.1); разработку в установленном порядке схем организации дорожного движения, схем расстановки дорожных знаков, указателей и разметки проезжей части, автомобильных дорог общего пользования федерального значения по согласованию с органами ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.3.3.3).
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования Министерством установлено и материалами дела подтверждается, что по осевой линии автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Нижегородскую область установлены сплошные бетонные ограждения (за исключением пешеходных переходов, перекрестков и примыканий, в районе мостовых сооружений через р. Сейма и р. Ремна). При этом специальные проходы для объектов животного мира не предусмотрены.
Проектная документация на установку барьерного ограждения на автомобильной дороге М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 344 + 000 - км 405 + 000 в Нижегородской области (л.д.66-79, том 1) в нарушение Закона об охране окружающей среды в разделе 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" также не содержит мероприятий по охране объектов животного мира.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, эксплуатацию автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 344 + 000 - км 405 + 000 в Нижегородской области осуществляет Учреждение, которое в силу закона и его учредительных документов обязано проводить такие мероприятия в целях ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, охраны объектов животного мира.
Однако Учреждением не было предпринято всех зависящих от него исчерпывающих мер для соблюдения требований действующего законодательства об охране животного мира, а именно: для своевременного установления специальных проходов для объектов животного мира в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Учреждение обязано было не допустить возникновения дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение смерти и ранений объектам животного мира.
С учетом изложенного, Министерство и арбитражный суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1).
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).
Оспариваемым предписанием от 21.01.2014 на основании статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на Учреждение возложена обязанность принять меры по устранению выявленного нарушения, а именно: разработать мероприятия по проделыванию проходов для животных в сплошных бетонных ограждениях на автомобильной дороге М-7 "Волга" от Москвы на территории Нижегородской области.
Поскольку факт нарушения Обществом требований, установленных пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи"; пунктом 24 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2008 N 231 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Нижегородской области"; частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; статьями 22, 28 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"; пунктом 30 Постановления Правительства Нижегородской области от 07.03.2013 N 142 "О Правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Нижегородской области", подтвержден материалами дела, оспариваемое Учреждением представление является законным и обоснованным.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2014 по делу N А43-1633/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1633/2014
Истец: ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области